Физиология человека
- Выделительные процессы
- Высшая нервная деятельность
- Кровообращение
- Нервная регуляция вегетативных функций
- Обмен веществ
- Организм и его основные физиологические функции
- Пищеварение
- Терморегуляция
- Управление произвольными движениями
- Утомление и восстановительные процессы при мышечной работе
- Учение о двигательном навыке
- Учение об анализаторах
- Физиологическая характеристика физических упражнений различных зон относительной мощности
- Физиологические основы спортивной специализации в школьном возрасте
- Физиологические основы физического воспитания
- Физиологические основы физического воспитания в общеобразовательных и спортивных школах
- Физиология дыхания
- Физиология желез внутренней секреций
- Физиология мышц и нервов
- Физиология системы крови
- Физиология центральной нервной системы
- Характеристика функциональных состояний, связанных с мышечной деятельностью
Как бы благоприятны и значительны ни были предстартовые сдвиги, они не обеспечивают ту степень работоспособности, которая необходима спортсмену в условиях предстоящей, мышечной деятельности. Высокая функциональная готовность спортсмена к предстоящей работе достигается разминкой. Разминка имеет важное значение и в регуляции предстартового состояния. Если в предстартовом состоянии у спортсмена преобладают тормозные процессы, мышечная деятельность, повышая общую возбудимость…
Тренированность сопровождается повышением устойчивости к изменениям внутренней среды организма. Тренированный спортсмен выполняет работу при значительных сдвигах рН, большом кислородном долге. Скорость восстановительных процессов у него возрастает и служит одним из важных критериев адекватности физических нагрузок. Для поддержания высокой тренированности необходимы периодические соревнования. Между высокими спортивными достижениями и количеством соревнований наблюдается высокая положительная корреляционная связь. Количество…
Патологические изменения наблюдаются в ядрах мышечных клеток. Происходит деструкция и уменьшение массы митохондрий при снижении концентраций АТФ и КрФ. Уменьшается ферментативная активность миозина, распадается часть мышечных волокон, происходит замена их рубцовой и жировой тканью. Прогрессирующий кардиосклероз сопровождается еще большей гипертрофией неповрежденных мышечных волокон. Следующая за этим функциональная недостаточность сердца исключает спортивные напряжения. Возможность развития третьей…
Сила нервных процессов у детей младшего школьного возраста относительно невелика. Резко выражено внешнее торможение при действии сверхсильных или монотонных, длительных раздражителей. Внутреннее (в особенности запаздывающее) торможение у детей неустойчиво. Поэтому, не успев выслушать объяснения учителя, дети начинают выполнять упражнения. Точный анализ деталей движения подменяется в этом случае угадыванием правильности его выполнения. Дальнейшая коррекция движения осуществляется…
Характер спортивной специализации отражается на величине вегетативных сдвигов. В реакциях сердечно-сосудистой системы на функциональную пробу у стайера заметна умеренность изменений артериального давления и пульса. Спринтер отличается большей вегетативной реактивностью, чем стайер. При подготовке юного спортсмена-бегуна на средние и длинные дистанции необходимо ориентироваться на сложившиеся представления о модели спортсмена высокого класса. Возраст финалистов-бегунов на средние дистанции…
Систематические занятия баскетболом, волейболом рекомендуется начинать в возрасте 10 — 11 лет. Несколько позже (в 13 — 14 лет) начинается специализированная подготовка футболистов, хоккеистов, ватерполистов. Участие в соревнованиях разрешается, как правило, через 1 — 1,5 года систематических занятий. При занятиях с детьми младшего школьного возраста и подростками ограничиваются продолжительность игры, размеры площадки, высота сетки, кольца,…
Для достижения высокой лабильности нервно-мышечного аппарата и развертывания анаэробных процессов в разминку включаются преимущественно интенсивные упражнения с короткими интервалами отдыха. Мобилизация аэробных процессов достигается сочетанием скоростных упражнений с продолжительными, малоинтенсивными упражнениями. Время разминки колеблется от 10 до 30 мин. Оно подвержено (значительным индивидуальным колебаниям. Желательно добраться в разминке обильного потоотделения. Вместе с тем разминка не…
Напряженные тренировки, выступления в соревнованиях осложняют поддержание динамического равновесия функций. Поэтому временная утрата спортивной формы должна рассматриваться не как дефектный акт, а как биологически целесообразная защитная реакция от перенапряжения центральной нервной системы, вегетативных систем и двигательного аппарата. Процесс утраты спортивной формы развивается постепенно, так же, как и ее приобретение. Объективный процесс утраты оптимальной функциональной готовности…
Соотношение утомления и восстановления в тренировке Процессы тренировки и восстановления должны рассматриваться как взаимосвязанные стороны повышения спортивной работоспособности. Воздействие физической нагрузки, приводящее к развитию утомления, характеризует ее срочный тренировочный эффект. Прекращение расходования энергетических источников сопровождается переключением потока энергии на пластические процессы. Повышенное потребление кислорода и высокая активность окислительных ферментов, сохраняющиеся в ближайшем восстановительном периоде, способствуют…
Эффективность педагогических воздействий на ребенка зависит от уровня податливости его к внешним воздействиям. В процессе индивидуального развития у ребенка наблюдаются этапы повышенной чувствительности к воздействию физической нагрузки различной направленности (критические периоды). Например, в раннем дошкольном возрасте ребенка легко научить ходить и сохранять вертикальную позу. В последующие годы вертикальное положение приобретается с трудом. В возрасте 6—8…
Склонность детей к тем или иным видам прыжков или метаний обнаруживается на 2 — 3-м году занятий, т. е. к 13 — 14-летнему возрасту. Основной задачей подростков 13 — 14 лет, определившихся в специализации по прыжкам, является дальнейшее улучшение техники движений, совершенствование двигательных и вегетативных функций. В 15 — 16-летнем возрасте значительное место занимают специальные…
Средства общей и специальной физической подготовки юных игровиков должны быть направлены на развитие скоростно-силовых качеств, ловкости, выносливости. Для совершенствования этих качеств используются как общие, так и специфические игровые средства. Для воспитания быстроты применяется бег с максимальной скоростью на коротких отрезках, различные скоростно-силовые упражнения, а также выполнение определенных игровых действий по внезапному сигналу с максимальной скоростью…