Физиологические основы спортивной специализации в школьном возрасте

Тенденция к увеличению объема беговой нагрузки, выполняемой в сравнительно невысоком темпе, сочетается с явным «омоложением» легкоатлетического бега. Так, в ГДР введен олимпийский значок для детей 6 — 8 лет. Он включает бег на 60 м, прыжки, отжимания, подтягивание и даже бег на 200 м. Для 9 — 10-летних детей предусматривается бег на 300 — 400…

Существенный интерес для отбора представляет изучение биографий и динамики спортивных результатов выдающихся спортсменов. Так, на основе изучения динамики рекордных достижений в плавании установлено, что отбор в специализированные школы плавания детей 6 — 7 лет не всегда оправдан. Высоких результатов в плавании, как правило, достигают спортсмены, начавшие специализированную подготовку после 9 — 10 лет. Учет динамики…

Элементарным способом передвижения на воде дети овладевают уже в 6 — 7-летнем возрасте. Однако рациональная техника быстрее осваивается 10 — 11-летними детьми. К этому возрасту и приурочиваются специализированные занятия плаванием. В 11 — 12 лет разрешается и участие в спортивных соревнованиях при условии, что дети до этого систематически занимались не менее трех лет. Плавание относится…

Для тестирования скоростных качеств с успехом применяется бег на 30 и 60 м. Скоростно-силовые качества определяются при помощи прыжков в длину с места и с разбега, метаниями теннисного и набивных мячей. Специальная выносливость определяется временем бега до отказа со скоростью, характерной для тестируемых видов соревновательных дистанций. Для взрослых спортсменов, в частности, применяется восьмикратное (в 2…

Для сохранения спортивного резерва из юных, начавших плавание раньше, чем в 10 лет, необходимо использовать игры, и игровые упражнения на воде, чередовать занятия в бассейне с занятиями на воздухе, в спортивном зале. В переходном периоде тренировки рекомендуется полный отдых от плавания. Упражнения на суше необходимо подбирать с таким расчетом, чтобы по своим биомеханическим характеристикам они…

Учет типологических особенностей нервной деятельности при отборе приобретает особое значение, ибо, как правило, они с большим трудом поддаются изменениям и в особенности переделке. Типологические свойства нервной системы в значительной степени предопределяют потенциальные спортивные успехи. Для нормально возбудимого, сильного, уравновешенного, подвижного типа характерно быстрое овладение техникой движений, успешное решение сложных двигательных задач, возникающих в игровых ситуациях…

Развитие скоростных возможностей юных пловцов достигается проплыванием коротких отрезков (12,5 — 50 м) со скоростью 90 — 100% от максимальной. Общее количество отрезков в серии не превышает 4 — 5. Продолжительность отдыха между отрезками устанавливается по пульсовому режиму (очередной заплыв при снижении пульса до 120 уд/мин). Продолжительность, отдыха между сериями упражнений от 5 до 8…

Соматические признаки (рост, масса, ширина плеч, окружность плеча, бедра и др.) имеют двухлетнюю периодичность изменения. Тестирование, проведенное без учета ритмов биологического развития, — возможный источник неправильной оценки спортивной пригодности по темпам прироста спортивных результатов. Информативным показателем перспективности юного спортсмена является повышение эффективности выполнения стандартных упражнений с оценкой сдвигов в потреблении кислорода от уровня МПК. Так,…

Годы Общий объем тренировочной нагрузки (км) Объем скоростных нагрузок (км) Атлетическая подготовка на суше (км) Спринт Средн. Стайер Спринт Средн. Стайер 1976 — 19771977 — 19781979 — 1980 200024002400 250029503000 300035003600 190023522364 232528912955 285034303546 300340350 Не следует, однако, забывать, что жесткие режимы тренировок с выполнением большого объема скоростной работы таят в себе потенциальную опасность перенапряжения….

В системе научных дисциплин, на которых строится физическое воспитание, физиология занимает особое место. Она вооружает знаниями интимной природы функциональных состояний, которыми сопровождается мышечная деятельность. Ведущую роль в управлении физиологическими функциями отечественная физиологическая школа придает нейрогуморальным регуляциям. Любой акт жизнедеятельности, от элементарных двигательных рефлексов до сложнейших поведенческих реакций, подчиняется общим физиологическим закономерностям. Эти закономерности вытекают из…

Соревновательные и тренировочные нагрузки юных лыжников планируются с учетом перспективы подготовки квалифицированных спортсменов через 6 — 8 лет после начала спортивной специализации. При этом тренировки с преимущественной направленностью на развитие качеств скоростной выносливости приурочиваются к возрасту 17 — 18 лет, а максимальные нагрузки применяются с 19 — 22 лет. Раннее приобщение детей к занятиям лыжным…

Основными средствами тренировки 11 — 13-летних лыжников являются общая физическая подготовка и ходьба на лыжах ускорениями на коротких отрезках (50 — 80 м). Объем однократной тренировочной нагрузки составляет в 11 — 12-летне возрасте 4 — 5 км. К 13 — 14 годам он увеличивается д 10 — 12 км, а количество тренировок — до 4…