5 июня 2009

Морфофизиологические критерии отбора (Система научных дисциплин)

В системе научных дисциплин, на которых строится физическое воспитание, физиология занимает особое место. Она вооружает знаниями интимной природы функциональных состояний, которыми сопровождается мышечная деятельность. Ведущую роль в управлении физиологическими функциями отечественная физиологическая школа придает нейрогуморальным регуляциям. Любой акт жизнедеятельности, от элементарных двигательных рефлексов до сложнейших поведенческих реакций, подчиняется общим физиологическим закономерностям. Эти закономерности вытекают из сущности живой организации — системы соподчиненных уровней жизнедеятельности, обеспечивающих сохранение устойчивого неравновесного состояния.

Систематическая мышечная деятельность расширяет границы адаптивных возможностей человека, повышает резервы сохранения устойчивой неравновесности организма. Иначе говоря, границы, в рамках которых сохраняется физиологический уровень регуляций, расширяются. Поиски средств расширения границ устойчивости к физическим нагрузкам неизбежно связаны с раскрытием физиологических механизмов адаптивных перестроек в организме. К этому направлены исследования ведущих научных коллективов и лабораторий.

Практический опыт работы, внимательное отношение к делу, наблюдательность и постоянный интерес к физиологии помогут преподавателю решить важнейшую задачу воспитания всесторонне развитого, физически совершенного человека — строителя коммунистического общества.

«Физиология человека», Н.А. Фомин

Читайте далее:



Для сохранения спортивного резерва из юных, начавших плавание раньше, чем в 10 лет, необходимо использовать игры, и игровые упражнения на воде, чередовать занятия в бассейне с занятиями на воздухе, в спортивном зале. В переходном периоде тренировки рекомендуется полный отдых от плавания. Упражнения на суше необходимо подбирать с таким расчетом, чтобы по своим биомеханическим характеристикам они…

Учет типологических особенностей нервной деятельности при отборе приобретает особое значение, ибо, как правило, они с большим трудом поддаются изменениям и в особенности переделке. Типологические свойства нервной системы в значительной степени предопределяют потенциальные спортивные успехи. Для нормально возбудимого, сильного, уравновешенного, подвижного типа характерно быстрое овладение техникой движений, успешное решение сложных двигательных задач, возникающих в игровых ситуациях…

Развитие скоростных возможностей юных пловцов достигается проплыванием коротких отрезков (12,5 — 50 м) со скоростью 90 — 100% от максимальной. Общее количество отрезков в серии не превышает 4 — 5. Продолжительность отдыха между отрезками устанавливается по пульсовому режиму (очередной заплыв при снижении пульса до 120 уд/мин). Продолжительность, отдыха между сериями упражнений от 5 до 8…

Соматические признаки (рост, масса, ширина плеч, окружность плеча, бедра и др.) имеют двухлетнюю периодичность изменения. Тестирование, проведенное без учета ритмов биологического развития, — возможный источник неправильной оценки спортивной пригодности по темпам прироста спортивных результатов. Информативным показателем перспективности юного спортсмена является повышение эффективности выполнения стандартных упражнений с оценкой сдвигов в потреблении кислорода от уровня МПК. Так,…

Годы Общий объем тренировочной нагрузки (км) Объем скоростных нагрузок (км) Атлетическая подготовка на суше (км) Спринт Средн. Стайер Спринт Средн. Стайер 1976 — 19771977 — 19781979 — 1980 200024002400 250029503000 300035003600 190023522364 232528912955 285034303546 300340350 Не следует, однако, забывать, что жесткие режимы тренировок с выполнением большого объема скоростной работы таят в себе потенциальную опасность перенапряжения….