5 июня 2009

Возрастные особенности занятий лыжным спортом

Соревновательные и тренировочные нагрузки юных лыжников планируются с учетом перспективы подготовки квалифицированных спортсменов через 6 — 8 лет после начала спортивной специализации. При этом тренировки с преимущественной направленностью на развитие качеств скоростной выносливости приурочиваются к возрасту 17 — 18 лет, а максимальные нагрузки применяются с 19 — 22 лет.

Раннее приобщение детей к занятиям лыжным спортом практикуется в Скандинавских странах. Уже для 5 — 6-летних детей в Норвегии устраивают лыжные соревнования на дистанциях до 200 м. Дети 7 — 8 лет соревнуются на дистанциях 400 м, а 10 лет — на 600 м. В возрасте 12 лет разрешено участие в соревнованиях на дистанциях до 3 км, а в 13 — 15 лет — до 5 км.

Сопоставление указанных возрастных норм соревновательных нагрузок с нормативами отечественной общеобразовательной школы показывает, что школьные нормативы у нас несколько ниже. Только к 15 — 16 годам нашим школьникам разрешается пробегать соревновательные дистанции до 5 км. Не выше рассмотренных возрастных норм стоят и требования комплекса ГТО. Подростки 14 — 15 лет выполняют нормы по лыжам на уровне требований, предъявляемых к 12-летним школьникам в Норвегии.

Содержанием тренировки детей 9 — 10 лет являются преимущественно упражнения общеразвивающего характера. Но уже в этом возрасте допускается пробегание отрезков дистанций от 500 до 1500 м в подготовительном периоде. К началу соревновательного периода объем нагрузки увеличивается до 1500 — 3000 м в одной тренировке. Дети 9 — 10 лет удовлетворительно переносят беговые нагрузки до 30 км в неделю, а передвижение и лыжах — до 35 км в неделю.

«Физиология человека», Н.А. Фомин

Читайте далее:



Развитие скоростных возможностей юных пловцов достигается проплыванием коротких отрезков (12,5 — 50 м) со скоростью 90 — 100% от максимальной. Общее количество отрезков в серии не превышает 4 — 5. Продолжительность отдыха между отрезками устанавливается по пульсовому режиму (очередной заплыв при снижении пульса до 120 уд/мин). Продолжительность, отдыха между сериями упражнений от 5 до 8…

В системе научных дисциплин, на которых строится физическое воспитание, физиология занимает особое место. Она вооружает знаниями интимной природы функциональных состояний, которыми сопровождается мышечная деятельность. Ведущую роль в управлении физиологическими функциями отечественная физиологическая школа придает нейрогуморальным регуляциям. Любой акт жизнедеятельности, от элементарных двигательных рефлексов до сложнейших поведенческих реакций, подчиняется общим физиологическим закономерностям. Эти закономерности вытекают из…

Годы Общий объем тренировочной нагрузки (км) Объем скоростных нагрузок (км) Атлетическая подготовка на суше (км) Спринт Средн. Стайер Спринт Средн. Стайер 1976 — 19771977 — 19781979 — 1980 200024002400 250029503000 300035003600 190023522364 232528912955 285034303546 300340350 Не следует, однако, забывать, что жесткие режимы тренировок с выполнением большого объема скоростной работы таят в себе потенциальную опасность перенапряжения….

Основными средствами тренировки 11 — 13-летних лыжников являются общая физическая подготовка и ходьба на лыжах ускорениями на коротких отрезках (50 — 80 м). Объем однократной тренировочной нагрузки составляет в 11 — 12-летне возрасте 4 — 5 км. К 13 — 14 годам он увеличивается д 10 — 12 км, а количество тренировок — до 4…

Малоинтенсивная длительная работа создает благоприятные возможности для совершенствования функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем, улучшает процессы аэробного обмена. При равномерном методе тренировки пульсовой режим не превышает 150 — 160 уд/мин. Интенсивные тренировки (на пульсе 180 уд/мин) проводятся в рамках интервального метода. Такая нагрузка составляет не более 10% общего объема, но оказывает мощное воздействие на кислородную производительность…