5 июня 2009

Этапы спортивной специализации

Занятия физической культурой в школе не ограничиваются только уроками. Одним из наиболее эффективных способов повышения функциональных возможностей и спортивной работоспособности детей являются специализированные занятия спортом. Но, являясь эффективным средством физического совершенствования, спортивная специализация требует строгого учета объема и интенсивности физической нагрузки в зависимости от возраста, пола, уровня физической подготовки детей.

Процесс многолетней спортивной тренировки может быть разделен на 4 этапа: предварительной подготовки, начальной спортивной специализации, углубленной тренировки и спортивного совершенствования. Этап предварительной подготовки начинается со времени поступления ребенка в школу, т. е. с 7—8 лет. Начальная спортивная специализация ограничивается, как правило, двумя-тремя годами обучения в ДЮСШ.

Увеличение тренировочных нагрузок на этапе спортивной специализации вызывает быстрый рост спортивных результатов. По мере роста спортивного мастерства параллелизм между величиной нагрузки и спортивными результатами сменяется более сложными зависимостями между ними. Темпы прироста результатов начинают отставать от увеличения нагрузок. К этому времени должно быть приурочено начало этапа углубленной специализированной тренировки.

Значительную помощь в определении сроков начала этого этапа могут оказать статистические данные о среднем возрасте, в котором спортсмены достигают высоких спортивных результатов.

Так  в женской спортивной гимнастике зона первых больших успехов лежит в границах от 11 до 15 лет; углублённая специализированная тренировка должна начинаться не позднее, чем в 9 — 10 лет. Фактически ее планируют еще раньше, с 8 — 9 лет, учитывая, что процесс «омоложения» гимнастики продолжается.

«Физиология человека», Н.А. Фомин

Читайте далее:



Соревновательные и тренировочные нагрузки юных лыжников планируются с учетом перспективы подготовки квалифицированных спортсменов через 6 — 8 лет после начала спортивной специализации. При этом тренировки с преимущественной направленностью на развитие качеств скоростной выносливости приурочиваются к возрасту 17 — 18 лет, а максимальные нагрузки применяются с 19 — 22 лет. Раннее приобщение детей к занятиям лыжным…

Основными средствами тренировки 11 — 13-летних лыжников являются общая физическая подготовка и ходьба на лыжах ускорениями на коротких отрезках (50 — 80 м). Объем однократной тренировочной нагрузки составляет в 11 — 12-летне возрасте 4 — 5 км. К 13 — 14 годам он увеличивается д 10 — 12 км, а количество тренировок — до 4…

Малоинтенсивная длительная работа создает благоприятные возможности для совершенствования функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем, улучшает процессы аэробного обмена. При равномерном методе тренировки пульсовой режим не превышает 150 — 160 уд/мин. Интенсивные тренировки (на пульсе 180 уд/мин) проводятся в рамках интервального метода. Такая нагрузка составляет не более 10% общего объема, но оказывает мощное воздействие на кислородную производительность…

На этапе углубленной специализированной тренировки физические нагрузки достигают наивысших значений. В связи с выступлениями в соревнованиях повышается психологическая напряженность тренировки. Средства развития специальных физических качеств и содержание психологической подготовки существенно меняются в зависимости от спортивной специализации юного спортсмена. Можно условно выделить следующие группы видов спорта: развивающие преимущественно выносливость; развивающие преимущественно ловкость и точность движений. Особую…

Средний возраст рекордсменов и чемпионов мира в конькобежном спорте составляет 20 — 24 года, а спортивный стаж победителей колеблется между 5 — 8 годами. Сложность техники конькобежного спорта, высокие требования к физической и общей функциональной подготовке спортсмена диктуют необходимость начинать специализированные тренировочные занятия в возрасте до 14 лет. Специализация юного спортсмена в 13 — 14-летнем…