5 июня 2009

Этапы спортивной специализации

Занятия физической культурой в школе не ограничиваются только уроками. Одним из наиболее эффективных способов повышения функциональных возможностей и спортивной работоспособности детей являются специализированные занятия спортом. Но, являясь эффективным средством физического совершенствования, спортивная специализация требует строгого учета объема и интенсивности физической нагрузки в зависимости от возраста, пола, уровня физической подготовки детей.

Процесс многолетней спортивной тренировки может быть разделен на 4 этапа: предварительной подготовки, начальной спортивной специализации, углубленной тренировки и спортивного совершенствования. Этап предварительной подготовки начинается со времени поступления ребенка в школу, т. е. с 7—8 лет. Начальная спортивная специализация ограничивается, как правило, двумя-тремя годами обучения в ДЮСШ.

Увеличение тренировочных нагрузок на этапе спортивной специализации вызывает быстрый рост спортивных результатов. По мере роста спортивного мастерства параллелизм между величиной нагрузки и спортивными результатами сменяется более сложными зависимостями между ними. Темпы прироста результатов начинают отставать от увеличения нагрузок. К этому времени должно быть приурочено начало этапа углубленной специализированной тренировки.

Значительную помощь в определении сроков начала этого этапа могут оказать статистические данные о среднем возрасте, в котором спортсмены достигают высоких спортивных результатов.

Так  в женской спортивной гимнастике зона первых больших успехов лежит в границах от 11 до 15 лет; углублённая специализированная тренировка должна начинаться не позднее, чем в 9 — 10 лет. Фактически ее планируют еще раньше, с 8 — 9 лет, учитывая, что процесс «омоложения» гимнастики продолжается.

«Физиология человека», Н.А. Фомин

Читайте далее:



Дистанция (м) Число наблюдений Пульс в 1 мин Систолическое давление (мм рт. ст.) Частота дыхания 100150 — 200300 — 4001200 — 3000 341145544 138163171159 144,9167,4172,4171,6 29,234,833,932,9 «Физиология человека», Н.А. Фомин

Использование небольших отягощений при выполнении упражнений на снарядах является эффективным средством развития специфических для гимнастов скоростно-силовых качеств. Силовые упражнения и статические позы в подростковом возрасте следует использовать осторожно, начиная с кратковременной фиксации отдельных положений, избегая задержки дыхания и натуживания. В юношеском возрасте для развития силы применяются специальные упражнения с дополнительными отягощениями, — гантелями, штангой. Общеразвивающие…

Характер спортивной специализации отражается на величине вегетативных сдвигов. В реакциях сердечно-сосудистой системы на функциональную пробу у стайера заметна умеренность изменений артериального давления и пульса. Спринтер отличается большей вегетативной реактивностью, чем стайер. При подготовке юного спортсмена-бегуна на средние и длинные дистанции необходимо ориентироваться на сложившиеся представления о модели спортсмена высокого класса. Возраст финалистов-бегунов на средние дистанции…

Систематические занятия баскетболом, волейболом рекомендуется начинать в возрасте 10 — 11 лет. Несколько позже (в 13 — 14 лет) начинается специализированная подготовка футболистов, хоккеистов, ватерполистов. Участие в соревнованиях разрешается, как правило, через 1 — 1,5 года систематических занятий. При занятиях с детьми младшего школьного возраста и подростками ограничиваются продолжительность игры, размеры площадки, высота сетки, кольца,…

Склонность детей к тем или иным видам прыжков или метаний обнаруживается на 2 — 3-м году занятий, т. е. к 13 — 14-летнему возрасту. Основной задачей подростков 13 — 14 лет, определившихся в специализации по прыжкам, является дальнейшее улучшение техники движений, совершенствование двигательных и вегетативных функций. В 15 — 16-летнем возрасте значительное место занимают специальные…