5 июня 2009

Возрастные особенности специализации в легкоатлетическом спорте

Этап предварительной подготовки легкоатлета следует начинать с 9—10-летнего возраста. Это дает возможность к 13—14 годам создать физиологические предпосылки для целенаправленного, с использованием разнообразных средств физического воспитания, воздействия на развитие физических качеств, необходимых легкоатлету.

Уже к 10-летнему возрасту у детей частота беговых шагов достигает величин взрослых спортсменов-разрядников. Без специального развития быстроты частота беговых шагов в дальнейшем падает и к 16-летнему возрасту становится минимальной. При специализированных средствах развития быстроты наиболее высокий абсолютный темп движений отмечается у подростков 12-13 лет.

При построении системы многолетней подготовки легкоатлетов-бегунов на спринтерские дистанции следует предусматривать целенаправленное развитие качеств быстроты, ловкости, гибкости. На этапе предварительной подготовки у бегунов-спринтеров необходимо обеспечить всестороннюю физическую подготовку, научить основам техники бега и других видов легкой атлетики.

Объем беговой нагрузки у юных легкоатлетов на этапе предварительной подготовки составляет 1000—1400 км в год у юношей и 900—1200 км у девушек. На этапе спортивного совершенствования он увеличивается до 3500—4000 км. У лыжников на этом этапе годовой объем нагрузки достигает 5000—6000 км.

«Физиология человека», Н.А. Фомин

Читайте далее:





Склонность детей к тем или иным видам прыжков или метаний обнаруживается на 2 — 3-м году занятий, т. е. к 13 — 14-летнему возрасту. Основной задачей подростков 13 — 14 лет, определившихся в специализации по прыжкам, является дальнейшее улучшение техники движений, совершенствование двигательных и вегетативных функций. В 15 — 16-летнем возрасте значительное место занимают специальные…

Средства общей и специальной физической подготовки юных игровиков должны быть направлены на развитие скоростно-силовых качеств, ловкости, выносливости. Для совершенствования этих качеств используются как общие, так и специфические игровые средства. Для воспитания быстроты применяется бег с максимальной скоростью на коротких отрезках, различные скоростно-силовые упражнения, а также выполнение определенных игровых действий по внезапному сигналу с максимальной скоростью…

Масса отягощений для специальных упражнений является физиологически обоснованной, если она не приводит к нарушению структуры основных упражнений. К числу таких упражнений относятся метание и толкание набивных мячей массой от 0,5 до 1,5 кг у копьеметателей и 2 — 3 кг у толкателей ядра, метание и толкание облегченных снарядов. В 15 — 16-летнем возрасте значительно (до…

Психолого-педагогические критерии отбора. В основу отбора способных и одаренных детей в спортивные школы могут быть положены как психолого-педагогические, так и морфофизиологические предпосылки. Определение основы для отбора — одна из важнейших задач. Прогнозирование потенциальных спортивных достижений спортсмена может быть осуществлено на основе стабильности показателей, принятых в качестве критериев спортивной пригодности к специализации в определенном виде спорта….

Тенденция к увеличению объема беговой нагрузки, выполняемой в сравнительно невысоком темпе, сочетается с явным «омоложением» легкоатлетического бега. Так, в ГДР введен олимпийский значок для детей 6 — 8 лет. Он включает бег на 60 м, прыжки, отжимания, подтягивание и даже бег на 200 м. Для 9 — 10-летних детей предусматривается бег на 300 — 400…