Физиология человека

При выполнении длительной мышечной работы может возникнуть состояние резкого понижения работоспособности, сопровождающееся субъективными ощущениями полного изнеможения и невозможности продолжать работу. Это состояние получило название «мертвой точки». Падение скорости, а следовательно, и мощности работы сопровождается параллельным возрастанием потребления кислорода. Это свидетельствует о снижении экономичности мышечной деятельности: энергетическая стоимость единицы работы повышается. Дыхание учащается, глубина его понижается….

Под утомлением понимают физиологическое состояние, наступающее вследствие напряженной или длительной деятельности организма, проявляющееся в дискоординации функций и во временном снижении работоспособности. У низших животных утомление наступает относительно медленно, но достигает большей глубины, чем у высших животных. Наиболее сложно утомление протекает у человека. Это связано с тем, что в развитии утомления и в течении восстановительных процессов…

После тренировки с анаэробной направленностью требуется не менее 24 ч восстановительного периода, если за ней следует нагрузка аналогичного состава. Суперкомпенсация после предельной нагрузки с анаэробной направленностью наступает к концу третьего дня восстановительного периода. Основным условием полноценного восстановления является рациональный режим тренировки. Самые эффективные восстанавливающие средства не в состоянии компенсировать нарушения тренировочного режима. Среди педагогических приемов,…

В подростковом возрасте создаются морфологические и функциональные предпосылки для овладения практически любым видом движений. Однако в период полового созревания возникает необходимость в дифференцированном подходе к величине физической нагрузки в зависимости от степени половой зрелости подростка. Степень воздействия физических упражнений на организм в значительной степени предопределяется уровнем, биологического созревания школьника. Если в вопросах методики обучения движениям…

Элементарным способом передвижения на воде дети овладевают уже в 6 — 7-летнем возрасте. Однако рациональная техника быстрее осваивается 10 — 11-летними детьми. К этому возрасту и приурочиваются специализированные занятия плаванием. В 11 — 12 лет разрешается и участие в спортивных соревнованиях при условии, что дети до этого систематически занимались не менее трех лет. Плавание относится…

Для тестирования скоростных качеств с успехом применяется бег на 30 и 60 м. Скоростно-силовые качества определяются при помощи прыжков в длину с места и с разбега, метаниями теннисного и набивных мячей. Специальная выносливость определяется временем бега до отказа со скоростью, характерной для тестируемых видов соревновательных дистанций. Для взрослых спортсменов, в частности, применяется восьмикратное (в 2…

Тяжесть протекания «мертвой точки» находится в зависимости от уровня тренированности спортсмена. Чем более тренирован спортсмен, тем легче протекает у него это состояние. Слабо выраженные субъективные признаки протекания «мертвой точки» дают основания говорить об ее отсутствии у высококвалифицированных спортсменов. Если спортсмен продолжает работу во время «мертвой точки», то это состояние сменяется «вторым дыханием». Субъективно «второе дыхание»…

Рациональное построение тренировочного процесса невозможно без глубокого понимания механизмов развития утомления. Появление центрально-нервной теории утомления связано с именем И. М. Сеченова. Она явилась важным шагом в раскрытии механизмов утомления. Особая роль центральной нервной системы в развитии утомления несомненна. Торможение — универсальный механизм, предохраняющий нервную систему, а через нее и все органы и ткани от истощения,…

Снижение спортивной работоспособности при тренировке на фоне недовосетановления является фактором последующего восстановления с превышением над исходным уровнем. Так, большие по объему силовые нагрузки у штангистов или тренировки с максимальными нагрузками у лыжников сопровождаются эффектом сверхвосстановления только на 3 — 4-й день. Между тем планирование очередной тренировки на период сверхвосстановления в условиях ежедневных тренировок практически исключается….

Склонность к переоценке своих возможностей побуждает подростка выполнять значительные по нагрузке силовые упражнения, без предварительной подготовки пытаться выполнять сложные акробатические, гимнастические и другие упражнения. Учитывая эти особенности подростков, следует исключать из урока упражнения, которые могут быть потенциальными источниками перенапряжений или спортивного травматизма. Неустойчивость психики подростка делает необходимым так строить процесс обучения физическим упражнениям, чтобы постоянно…

Для сохранения спортивного резерва из юных, начавших плавание раньше, чем в 10 лет, необходимо использовать игры, и игровые упражнения на воде, чередовать занятия в бассейне с занятиями на воздухе, в спортивном зале. В переходном периоде тренировки рекомендуется полный отдых от плавания. Упражнения на суше необходимо подбирать с таким расчетом, чтобы по своим биомеханическим характеристикам они…

Учет типологических особенностей нервной деятельности при отборе приобретает особое значение, ибо, как правило, они с большим трудом поддаются изменениям и в особенности переделке. Типологические свойства нервной системы в значительной степени предопределяют потенциальные спортивные успехи. Для нормально возбудимого, сильного, уравновешенного, подвижного типа характерно быстрое овладение техникой движений, успешное решение сложных двигательных задач, возникающих в игровых ситуациях…