Физиологические предпосылки школьного урока физической культуры (Повторный бег на коротких отрезках)
В возрасте 10—11 лет у школьников повышается способность к неоднократному выполнению скоростной работы (повторный бег на коротких отрезках), а также к выполнению малоинтенсивной работы (медленный бег) в течение сравнительно продолжительного времени. Особенно высока чувствительность к действию малоинтенсивных упражнений, развивающих выносливость у детей в возрасте от 8 до 11 лет. С 12 до 15 лет эффективность этих упражнений снижается, выносливость стабилизируется или незначительно падает.
У мальчиков прослеживаются 2 периода высокой чувствительности к динамическим силовым упражнениям: с 9 до 11—12 лет и с 14 до 17 лет. У девочек силовая выносливость к 11 годам достигает показателей 15—16-летних девушек. Статические усилия сопровождаются у школьников 7—10 лет быстрым развитием утомления.
Дети младшего школьного возраста хорошо переносят кратковременные скоростно-силовые упражнения. Широкое применение в 8—11-летнем возрасте находят прыжковые, акробатические упражнения, динамические упражнения на гимнастических снарядах. Однако необходимо приучать детей и к сохранению статических поз при обязательном контроле за дыханием.
Применение статических упражнений диктуется необходимостью поддержания правильного положения при выполнении упражнений. Особое значение имеют статические упражнения для воспитания и сохранения осанки в этом возрасте. Статическая выносливость мышц спины имеет тесную связь с осанкой детей. Поэтому ее развитие является и средством предупреждения нарушений осанки у детей.
В младшем школьном возрасте имеются благоприятные предпосылки для воспитания гибкости и ловкости. Морфологические особенности опорно-двигательного аппарата — высокая эластичность связок и мышц, большая подвижность позвоночного столба — способствуют повышению эффективности специальных упражнений для развития гибкости в 10—11-летнем возрасте.
«Физиология человека», Н.А. Фомин
В подростковом возрасте следует применять упражнения, требующие поддержания статических поз, стоек, висов, упоров. Физиологическими предпосылками использования длительных упражнений, способствующих воспитанию выносливости в подростковом возрасте; являются повышение устойчивости организма к изменению внутренней среды, совершенствование механизмов гомеостаза. Эффективными упражнениями для воспитания выносливости в этом возрасте является переменный бег: чередование бета со скоростью 60% от максимальной с малоинтенсивным…
Одним из важных условий достижения положительного физиологического эффекта является постепенность увеличения физической нагрузки на уроке. В начале урока следует применять легкие по координации и степени физиологического воздействия упражнения, затем увеличивать их сложность и величину нагрузки. В основной части урока физическая нагрузка должна повышаться до уровня, соответствующего возрасту и уровню физической подготовленности детей. В заключительной части…
При оценке степени воздействия физической нагрузки на организм школьника преподаватель, как правило, вынужден полагаться на показатели утомления учащихся, находящие выражение в изменении самочувствия, внимания, отношения к занятиям, в мимике, окраске кожи, в степени расстройства координации движений. При утомлении отмечаются вялость движений, потеря желания заниматься, неточность выполнения команд и распоряжений преподавателя. Объективно при этом отмечаются неадекватное…
Недостаток двигательной активности отражается, как и ее избыток, прежде всего на деятельности сердечно-сосудистой системы человека. Уже через 7—8 суток неподвижного лежания у нетренированных людей наблюдаются функциональные расстройства. Появляются апатия, тревожность, забывчивость, невозможность сосредоточиться на серьезных занятиях, расстраивается сон. Резко падает мышечная сила, нарушается координация не только в сложных, но и в простых движениях. Ухудшается сократимость…
Особенности занятий физическими упражнениями с детьми младшего школьного возраста. Физиологические воздействия школьного урока физической культуры на организм занимающихся зависят от характера учебной работы и задач урока. Величина физической нагрузки может быть при этом значительно ниже оптимальных, доступных школьнику величин. Так, на уроках изучения нового материала высокие требования предъявляются к двигательному аппарату и аналитико-синтетической функции мозга,…