5 июня 2009

Физиологические предпосылки школьного урока физической культуры

Особенности занятий физическими упражнениями с детьми младшего школьного возраста. Физиологические воздействия школьного урока физической культуры на организм занимающихся зависят от характера учебной работы и задач урока. Величина физической нагрузки может быть при этом значительно ниже оптимальных, доступных школьнику величин. Так, на уроках изучения нового материала высокие требования предъявляются к двигательному аппарату и аналитико-синтетической функции мозга, от которых зависят согласованные координированные движения. Степень воздействия таких уроков на вегетативные функции относительно невелика.

На уроках совершенствования и закрепления изученного материала создаются условия для повышения физической нагрузки, в соответствии с возрастом и уровнем подготовленности учащихся. На уроках общей физической подготовки и занятиях спортивных секций школьного коллектива физической культуры нагрузки увеличиваются и достигают научно обоснованных норм.

На уроках физического воспитания в младших классах необходимо обеспечить формирование жизненно необходимых навыков ходьбы, бега, прыжков, метаний, научить сохранять правильную осанку и анализировать мышечные ощущения. В младшем школьном возрасте дети обладают способностью овладевать технически сложными формами движений.

Это обусловлено тем, что в возрасте 7—8 лет высшая нервная деятельность уже достигает достаточно высокой степени развития. К этому возрасту заканчивается рост и структурная дифференцировка нервных клеток. Однако функциональные показатели нервной системы еще далеки от совершенства.

«Физиология человека», Н.А. Фомин

Читайте далее:





Недостаток двигательной активности отражается, как и ее избыток, прежде всего на деятельности сердечно-сосудистой системы человека. Уже через 7—8 суток неподвижного лежания у нетренированных людей наблюдаются функциональные расстройства. Появляются апатия, тревожность, забывчивость, невозможность сосредоточиться на серьезных занятиях, расстраивается сон. Резко падает мышечная сила, нарушается координация не только в сложных, но и в простых движениях. Ухудшается сократимость…

Сила нервных процессов у детей младшего школьного возраста относительно невелика. Резко выражено внешнее торможение при действии сверхсильных или монотонных, длительных раздражителей. Внутреннее (в особенности запаздывающее) торможение у детей неустойчиво. Поэтому, не успев выслушать объяснения учителя, дети начинают выполнять упражнения. Точный анализ деталей движения подменяется в этом случае угадыванием правильности его выполнения. Дальнейшая коррекция движения осуществляется…

Эффективность педагогических воздействий на ребенка зависит от уровня податливости его к внешним воздействиям. В процессе индивидуального развития у ребенка наблюдаются этапы повышенной чувствительности к воздействию физической нагрузки различной направленности (критические периоды). Например, в раннем дошкольном возрасте ребенка легко научить ходить и сохранять вертикальную позу. В последующие годы вертикальное положение приобретается с трудом. В возрасте 6—8…

В возрасте 10—11 лет у школьников повышается способность к неоднократному выполнению скоростной работы (повторный бег на коротких отрезках), а также к выполнению малоинтенсивной работы (медленный бег) в течение сравнительно продолжительного времени. Особенно высока чувствительность к действию малоинтенсивных упражнений, развивающих выносливость у детей в возрасте от 8 до 11 лет. С 12 до 15 лет эффективность…

Наиболее высокие естественные темпы развития гибкости наблюдаются у детей в возрасте от 7 до 10 лет. У девочек 11 —13 и у мальчиков 13—15 лет активная гибкость достигает максимальных величин. Благоприятные предпосылки для повышения гибкости в этом возрасте не должны, однако, сделать ее воспитание самоцелью. Чрезмерная подвижность в суставах неблагоприятно отражается на формировании некоторых двигательных…