Физиология человека
- Выделительные процессы
- Высшая нервная деятельность
- Кровообращение
- Нервная регуляция вегетативных функций
- Обмен веществ
- Организм и его основные физиологические функции
- Пищеварение
- Терморегуляция
- Управление произвольными движениями
- Утомление и восстановительные процессы при мышечной работе
- Учение о двигательном навыке
- Учение об анализаторах
- Физиологическая характеристика физических упражнений различных зон относительной мощности
- Физиологические основы спортивной специализации в школьном возрасте
- Физиологические основы физического воспитания
- Физиологические основы физического воспитания в общеобразовательных и спортивных школах
- Физиология дыхания
- Физиология желез внутренней секреций
- Физиология мышц и нервов
- Физиология системы крови
- Физиология центральной нервной системы
- Характеристика функциональных состояний, связанных с мышечной деятельностью
Для достижения высокой лабильности нервно-мышечного аппарата и развертывания анаэробных процессов в разминку включаются преимущественно интенсивные упражнения с короткими интервалами отдыха. Мобилизация аэробных процессов достигается сочетанием скоростных упражнений с продолжительными, малоинтенсивными упражнениями. Время разминки колеблется от 10 до 30 мин. Оно подвержено (значительным индивидуальным колебаниям. Желательно добраться в разминке обильного потоотделения. Вместе с тем разминка не…
Напряженные тренировки, выступления в соревнованиях осложняют поддержание динамического равновесия функций. Поэтому временная утрата спортивной формы должна рассматриваться не как дефектный акт, а как биологически целесообразная защитная реакция от перенапряжения центральной нервной системы, вегетативных систем и двигательного аппарата. Процесс утраты спортивной формы развивается постепенно, так же, как и ее приобретение. Объективный процесс утраты оптимальной функциональной готовности…
Соотношение утомления и восстановления в тренировке Процессы тренировки и восстановления должны рассматриваться как взаимосвязанные стороны повышения спортивной работоспособности. Воздействие физической нагрузки, приводящее к развитию утомления, характеризует ее срочный тренировочный эффект. Прекращение расходования энергетических источников сопровождается переключением потока энергии на пластические процессы. Повышенное потребление кислорода и высокая активность окислительных ферментов, сохраняющиеся в ближайшем восстановительном периоде, способствуют…
Эффективность педагогических воздействий на ребенка зависит от уровня податливости его к внешним воздействиям. В процессе индивидуального развития у ребенка наблюдаются этапы повышенной чувствительности к воздействию физической нагрузки различной направленности (критические периоды). Например, в раннем дошкольном возрасте ребенка легко научить ходить и сохранять вертикальную позу. В последующие годы вертикальное положение приобретается с трудом. В возрасте 6—8…
Склонность детей к тем или иным видам прыжков или метаний обнаруживается на 2 — 3-м году занятий, т. е. к 13 — 14-летнему возрасту. Основной задачей подростков 13 — 14 лет, определившихся в специализации по прыжкам, является дальнейшее улучшение техники движений, совершенствование двигательных и вегетативных функций. В 15 — 16-летнем возрасте значительное место занимают специальные…
Средства общей и специальной физической подготовки юных игровиков должны быть направлены на развитие скоростно-силовых качеств, ловкости, выносливости. Для совершенствования этих качеств используются как общие, так и специфические игровые средства. Для воспитания быстроты применяется бег с максимальной скоростью на коротких отрезках, различные скоростно-силовые упражнения, а также выполнение определенных игровых действий по внезапному сигналу с максимальной скоростью…
Врабатывание — это процесс постепенного повышения работоспособности, наблюдающийся при выполнении физических упражнений. В результате врабатывания организм приспосабливается к выполнению предстоящей работы. Постепенное нарастание работоспособности объясняется инертностью отдельных органов и систем. Снятию этой инертности способствует усиление импульсов с проприоцепторов мышц. При этом происходит сонастройка ритмов активности корковых, стволовых и спинномозговых нервных центров. В основе врабатываемости лежат…
Выполнение упражнений динамического характера сопровождается как физиологическими и биохимическими изменениями, так и выполнением механической работы, связанной с перемещением массы собственного тела или отдельных его частей в пространстве. При выполнении статических упражнений механическая работа практически сводится к нулю. Однако, как и при динамической работе, при статических напряжениях происходят физиологические изменения в организме, которые и принимаются во…
Недовосстановление ведет к возникновению характерного для хронического утомления перенапряжения отдельных органов и систем. Чаще всего это выражается в снижении адаптационных резервов гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы. Восстановление происходит уже в процессе выполнения работы (текущее восстановление), но основной энергетический потенциал и пластические процессы реализуются после окончания работы (срочное и отставленное восстановление). Текущее восстановление поддерживает нормальное функциональное состояние и основные…
В возрасте 10—11 лет у школьников повышается способность к неоднократному выполнению скоростной работы (повторный бег на коротких отрезках), а также к выполнению малоинтенсивной работы (медленный бег) в течение сравнительно продолжительного времени. Особенно высока чувствительность к действию малоинтенсивных упражнений, развивающих выносливость у детей в возрасте от 8 до 11 лет. С 12 до 15 лет эффективность…
Масса отягощений для специальных упражнений является физиологически обоснованной, если она не приводит к нарушению структуры основных упражнений. К числу таких упражнений относятся метание и толкание набивных мячей массой от 0,5 до 1,5 кг у копьеметателей и 2 — 3 кг у толкателей ядра, метание и толкание облегченных снарядов. В 15 — 16-летнем возрасте значительно (до…
Психолого-педагогические критерии отбора. В основу отбора способных и одаренных детей в спортивные школы могут быть положены как психолого-педагогические, так и морфофизиологические предпосылки. Определение основы для отбора — одна из важнейших задач. Прогнозирование потенциальных спортивных достижений спортсмена может быть осуществлено на основе стабильности показателей, принятых в качестве критериев спортивной пригодности к специализации в определенном виде спорта….