Исследование нарушений психических (познавательных) процессов

Постановка проблемы и рабочая гипотеза исследования. В современном комплексном изучении шизофрении закономерным и необходимым является экспериментально-психологическое исследование. Задачи и построение такого исследования определяются в большой мере тем, как решается вопрос о роли и месте экспериментально-психологического исследования в системе разносторонних исследований, которым подвергается эта болезнь.

Среди разных форм связи современной психологии с психиатрией особое значение приобретает использование психологических исследований в изучении патогенетических закономерностей и природы психопатологических проявлений.

Основная задача экспериментально-психологического исследования может быть сформулирована как изучение закономерностей нарушения психических процессов при том или ином поражении мозга (при том или ином клиническом варианте болезни).

Актуальность этой задачи связана с тем, что в течение многих лет в психиатрии предпринимались ошибочные попытки (отражавшие состояние тогдашней психологической науки) непосредственного анализа «продуктов» нарушенной психической деятельности (образов, понятий, идей и т. д.) вне изучения нарушений той отражательной деятельности (психических процессов), итогом которой они являются.

Это привело к ошибочному отождествлению психопатологических проявлений с характеристикой закономерностей нарушения самих психических процессов, в то время как последние при подавляющем большинстве психопатологических синдромов не изучены и должны являться объектом психологического исследования.

Без такого изучения нельзя, в частности, адекватно раскрыть связь психопатологических феноменов с закономерностями изменения физиологических характеристик мозговой деятельности.

«Шизофрения, клиника и патогенез»,
под ред. А.В. Снежневского

Клинический тезис о «формальной сохранности» может быть раскрыт и с другой стороны. Результаты исследования благодаря выявленной зависимости между нарушением познавательных процессов и особенностью их структуры (связью с изменением определенного звена) позволяют считать, что у больных шизофренией наиболее сохранены те виды умственной деятельности, которые имеют четкую, однозначно детерминированную схему операций, жесткую, полностью «формализуемую» программу реализации. Примерами…

Исследование показывает, что способность больных шизофренией к отвлечению от многообразных признаков предметов и явлений не отличается от таковой у здоровых лиц. При рассмотрении второго вопроса результаты проведенного нами исследования выявляют существенные отличия больных от здоровых. У больных шизофренией существенно повышается вероятность актуализации и использования ими в процессе, например, обобщения малозначимых, «слабых» свойств предметов, характеризующихся малой…

Данные исследований мышления в общей психологии (Н. А. Менчинская и др.) свидетельствуют о том, что на определенном этапе формирования понятийного мышления детям легче оперировать абстрактными понятиями, чем конкретными. Это связано с меньшей содержательностью абстрактных понятий, что облегчает процесс нахождения, выбора и отвлечения нужных свойств и отношений по сравнению с оперированием «конкретными» понятиями. Возможно, что нарушение…

Известно, что степень неопределенности той или иной ситуации для субъекта зависит от «кода», «алфавита» элементов, системы знаний, с которыми соотносятся те или иные явления, воспринимаемые субъектом. При расширении системы элементов, с которой сличаются поступающие раздражители, при ухудшении организации этой системы (уравнивание вероятностей ее элементов) неопределенность отражаемой ситуации возрастает. Это позволяет думать, что для больных шизофренией…

Изучение закономерностей нарушения психических процессов должно не только дать возможность понять цельный и закономерный характер соответствующей клинической картины, но и способствовать изучению более глубокой патофизиологической сущности этих психопатологических проявлений. Последней цели может служить, по нашему мнению, выявление общего звена, с изменением которого существенно связано нарушение познавательной деятельности больных. Анализ выделенного звена может способствовать ориентировке дальнейших…

При увеличении наличной информации об опознаваемом объекте разница в результатах деятельности больных и здоровых уменьшается. Объяснение такой зависимости заключается в том, что с изменением степени неопределенности ситуации (неполнота наличной информации о стимуле) изменяется удельный вес нарушенного звена в структуре процесса опознания, что и определяет степень изменения данного процесса в целом, проявляясь степенью отличий результатов деятельности…

Больные шизофренией, деятельность которых характеризуется ухудшением избирательности, расширением круга привлекаемой из памяти информации и сглаживанием предпочтительности ее актуализации, могут получить в некоторых случаях «выигрыш», испытывая меньшие трудности, чем здоровые люди, при необходимости использовать и привлечь из памяти «латентные», малозначимые на основе прошлого опыта знания. Однако «проигрыш» неизмеримо больше, так как в подавляющем большинстве каждодневных ситуаций…

Попытки объяснить результаты особенностями целенаправленности больных привели бы к выводу о том, что целенаправленность больных такова, что она то ухудшает результаты их деятельности, то не влияет на них, то даже улучшает. С точки зрения особенностей эмоций (наиболее распространены попытки связать нарушения познавательной деятельности с «безразличием», отсутствием или изменением «отношения» больных шизофренией) пришлось бы признать, что…

Выявленная нами закономерность нарушения познавательных процессов позволяет понять, почему при определенном круге экспериментов могла возникнуть фактическая возможность трактовать полученные данные как результат «нарушения межперсональных отношений» (Cameron и др.) или как следствие нарушения «фильтрации поступающей информации» (Chapman, Payne и др.). Выявленные исследованием новые фактические характеристики особенностей познавательных процессов при шизофрении и более общая закономерность их нарушения…

Экспериментальные данные свидетельствуют о нарушении влияния прошлого опыта на актуальную деятельность больных шизофренией. Однако полученные результаты показывают, что дело не в «разобщении», не в отрыве вообще опыта прошлого от настоящего, а в изменении определенной роли прошлого опыта, в ослаблении влияния прошлого опыта на избирательность актуализируемых знаний, используемых в процессе той или иной деятельности. Необычность шизофренического…

Во второй серии экспериментов использовалась в качестве методики «свободная классификация предметов». Применялся специально подобранный набор из 39 карточек, с изображениями следующих предметов: матрос, ребенок, кошка, слон, петух, ласточка, рыба, бабочка, жук, дерево, ландыш, лук, вишня, арбуз, самолет, пароход, грузовик, велосипед, телега, тетрадь, книга, чернильница, глобус, этажерка, электролампа, керосиновая лампа, свеча, спички, кастрюля, вилка, бутылка, часы,…

В третьей серии экспериментов использовался усложненный вариант классификации, требующий произвести классификацию 12 разнородных предметов, изображенных на карточках. Инструкция была аналогична предъявлявшейся в предыдущей серии. По этому варианту методики было исследовано 40 больных и 40 здоровых испытуемых. Полученные результаты были подобны результатам второй серии исследований, но еще более отчетливо выявилась у больных тенденция к ухудшению избирательности…