Исследование нарушений психических (познавательных) процессов

Изображение Время экспозиции в секундах здоровые больные шизофренией «Серп» (№2) 1,90 0,82 «Лампочка» (№ 4) 1,55 1,41 «Собака» (№5) 0,23 0,30 «Змея» (№6) 1,01 0,51 Изображение парохода (перевернутое) даже при максимальной экспозиции (10 секунд) узнавали не все исследуемые. Поэтому здесь можно сопоставить число исследуемых в каждой группе, опознавших данное изображение при 10секундной экспозиции. В группе…

Настоящее исследование представляет первую попытку одновременного изучения широкого круга познавательных процессов (мыслительных и перцептивных) у клинически однородной группы больных шизофренией, характеризовавшихся «негативными» психопатологическими проявлениями, чертами выраженного дефекта психики в рамках непрерывно текущей юношеской шизофрении. Благодаря направленности на изучение закономерностей нарушенного протекания психических (познавательных) процессов путем выявления и анализа тех звеньев в их структуре, с которыми…

Исследование, построенное на основе рабочей гипотезы о связи нарушения актуализации знаний с изменением процессов восприятия больных шизофренией, подтвердило исходное предположение. При отсутствии клинических указаний на нарушение восприятия у этих больных исследование выявило своеобразное изменение перцептивной деятельности. Изменение оказалось закономерным как для процессов зрительного, так и слухового (речевого) восприятия. Выявленные изменения процессов восприятия не связаны со…

Основной закономерностью, которая выявляется при анализе экспериментальных данных, оказывается зависимость между нарушениями тех или иных видов познавательной деятельности у больных шизофренией, характером и степенью их выраженности, с одной стороны, и особенностью структуры этой конкретной деятельности — с другой. Анализ экспериментальных данных показывает, что все те познавательные процессы (как мыслительные, так и перцептивные), протекание которых у…

Изменение восприятия у больных шизофренией наблюдается при определенных условиях, которые удалось выявить благодаря варьированию указанных вначале сторон экспериментальной ситуации. В качестве первого условия выступила достаточная степень «маскированности» (зашумленности, неразборчивости) предъявляемого сигнала. Способы, затрудняющие разборчивость, при этом могли быть различными: наложение «белого шума», расфокусирование, кратковременность экспозиции. В этих условиях, согласно литературным данным, эффект опознания сигнала существенно…

Одновременно с выявлением зависимости между нарушением познавательных процессов и определенным звеном в их структуре экспериментальные данные позволяют характеризовать изменение самого этого «звена». Закономерным оказывается расширение круга актуализируемых и используемых сведений наряду с тенденцией к уравниванию вероятностей актуализации тех или иных знаний. Понижается вероятность актуализации тех сведений, которые предпочтительно актуализируются здоровыми людьми, и повышается вероятность актуализации…

При выполнении тех видов перцептивной деятельности, где роль системы актуализируемых на основе прошлого опыта образовгипотез снижается (при опознании слабо маскированных, хорошо разборчивых сигналов, при ограничении круга гипотез путем прямого предъявления экспериментатором их «списка» и т. д.), соответственно отмечается и уменьшение различий в результатах восприятия больных и здоровых. Таким образом, одновременно с выявлением новых фактов, характеризующих…

В связи с общим замыслом настоящей работы и ее рабочей гипотезой исследование особенностей мышления больных шизофренией строилось нами как изучение закономерностей нарушения мыслительных процессов в зависимости от изменения актуализации знаний. При построении исследования и создании комплекса экспериментальных методик мы опирались на соответствующие данные современной психологической науки. В советской психологии проблеме соотношения мышления и знаний (актуализация…

Дополнительно (параллельно) к основным сериям экспериментов было проведено исследование особенностей выполнения больными шизофренией аналогичных видов мыслительной деятельности, но отличающихся тем, что в их структуре роль актуализации знаний на основе прошлого опыта была минимальна (три экспериментальные серии). Первый круг экспериментов состоял из задач на сравнение и классификацию предметов, где испытуемым давалась «глухая» инструкция. Ни в условиях…

Первая серия проводилась с использованием задач на сравнение предметов. Разработанный нами вариант методики требовал производить сравнение 12 пар предметов, подобранных так, что среди них были как легкосравнимые, однородные предметы, так и весьма далекие друг от друга, разнородные. Пары предметов предъявлялись испытуемым с инструкцией: «Скажите, что общего у этих предметов и чем они различаются» в следующей…

Основное различие между больными и здоровыми выступает в кругу тех свойств и отношений, которые актуализируются ими в этих условиях (при опоре на прошлый опыт) и используются в качестве основы для сравнения. Для анализа и характеристики особенностей актуализации свойств здоровыми и больными мы использовали критерий частоты актуализации того или иного свойства. На основании частоты актуализации группой…

Во второй серии экспериментов использовалась в качестве методики «свободная классификация предметов». Применялся специально подобранный набор из 39 карточек, с изображениями следующих предметов: матрос, ребенок, кошка, слон, петух, ласточка, рыба, бабочка, жук, дерево, ландыш, лук, вишня, арбуз, самолет, пароход, грузовик, велосипед, телега, тетрадь, книга, чернильница, глобус, этажерка, электролампа, керосиновая лампа, свеча, спички, кастрюля, вилка, бутылка, часы,…