Исследование нарушений психических (познавательных) процессов

Дополнительно (параллельно) к основным сериям экспериментов было проведено исследование особенностей выполнения больными шизофренией аналогичных видов мыслительной деятельности, но отличающихся тем, что в их структуре роль актуализации знаний на основе прошлого опыта была минимальна (три экспериментальные серии). Первый круг экспериментов состоял из задач на сравнение и классификацию предметов, где испытуемым давалась «глухая» инструкция. Ни в условиях…

Первая серия проводилась с использованием задач на сравнение предметов. Разработанный нами вариант методики требовал производить сравнение 12 пар предметов, подобранных так, что среди них были как легкосравнимые, однородные предметы, так и весьма далекие друг от друга, разнородные. Пары предметов предъявлялись испытуемым с инструкцией: «Скажите, что общего у этих предметов и чем они различаются» в следующей…

Основное различие между больными и здоровыми выступает в кругу тех свойств и отношений, которые актуализируются ими в этих условиях (при опоре на прошлый опыт) и используются в качестве основы для сравнения. Для анализа и характеристики особенностей актуализации свойств здоровыми и больными мы использовали критерий частоты актуализации того или иного свойства. На основании частоты актуализации группой…

Во второй серии экспериментов использовалась в качестве методики «свободная классификация предметов». Применялся специально подобранный набор из 39 карточек, с изображениями следующих предметов: матрос, ребенок, кошка, слон, петух, ласточка, рыба, бабочка, жук, дерево, ландыш, лук, вишня, арбуз, самолет, пароход, грузовик, велосипед, телега, тетрадь, книга, чернильница, глобус, этажерка, электролампа, керосиновая лампа, свеча, спички, кастрюля, вилка, бутылка, часы,…

В третьей серии экспериментов использовался усложненный вариант классификации, требующий произвести классификацию 12 разнородных предметов, изображенных на карточках. Инструкция была аналогична предъявлявшейся в предыдущей серии. По этому варианту методики было исследовано 40 больных и 40 здоровых испытуемых. Полученные результаты были подобны результатам второй серии исследований, но еще более отчетливо выявилась у больных тенденция к ухудшению избирательности…

Четвертая серия экспериментов представляла собой вариант классификации «четвертый лишний». Всем исследуемым в одной и той же последовательности предлагали 12 задач, каждая из которых заключалась в том, что из 4 предметов, изображенных (или обозначенных словесно) на карточке, требовалось объединить 3 предмета в одну группу так, чтобы четвертый в эту группу не входил. Инструкция, как и в…

Дополнительно к основным сериям экспериментов на сравнение и классификацию предметов были исследованы особенности решения задач, тоже требующих сравнения и классификации (обобщения), но отличающихся от задач основных серий по условиям актуализации свойств предметов. Если решение задач основных серий существенно зависело от актуализации свойств предметов на основе прошлого опыта, то в дополнительных задачах роль этого фактора была…

Основные трудности решения задач на сравнения у исследуемых всех групп были связаны с анализом условий. В результате недостаточного анализа 12% здоровых и 12% больных не смогли сразу правильно соотнести сравниваемые объекты. После повторного анализа все они (здоровые и больные) нашли правильное решение. При классификации геометрических фигур больные, как и здоровые, использовали в качестве оснований для…

В пятой серии экспериментов использовали в несколько измененном виде задачу Секея, заключавшуюся в следующем. Перед исследуемым на столе располагали весы и ряд различных предметов (фонарик, разновесы, посудки, вата, карандаш, ластик и т. д.), среди которых находилась свеча. Давали следующую инструкцию: «Используя какието из этих предметов, уравновесьте весы так, чтобы через некоторое время они сами вышли…

Очевидно, что вербализованные предположения не отражают полностью систему гипотез, используемых субъектом в процессе опознания. Но в них отражаются определенные стороны, особенности этой системы, в частности, по-видимому, вероятностная структура актуализируемых, привлекаемых из памяти систем эталонных образов. Полученные результаты свидетельствуют об уменьшении среди предположений, высказываемых больными, доли тех гипотез, которые для здоровых людей являются наиболее вероятными. Так,…

В шестой серии экспериментов использовалась задача типа «головоломки». Исследуемым предлагали сложенную из 12 спичек фигуру, имеющую вид креста, площадь которой равна пяти спичечным квадратам. Требовалось из этого количества спичек построить такую фигуру, площадь которой была бы на один квадрат меньше. Формулировка задачи и очертания исходной фигуры толкают на ложный путь, который не может привести к…

Каждому испытуемому для опознания последовательна предъявлялись семь изображений. Каждое изображение начинало предъявляться с экспозиции, заведомо недостаточной для его идентификации; затем время экспозиции увеличивалось до момента правильного опознания. В исследовании использовались специально изготовленные диапозитивы с контурными изображениями следующих объектов: яблока; серпа, лежащего около стакана; стула; электрической лампочки, лежащей на вазе с фруктами; собаки; змеи, свисающей с…