24 мая 2011

Исследование, построенное на основе рабочей гипотезы

Исследование, построенное на основе рабочей гипотезы о связи нарушения актуализации знаний с изменением процессов восприятия больных шизофренией, подтвердило исходное предположение. При отсутствии клинических указаний на нарушение восприятия у этих больных исследование выявило своеобразное изменение перцептивной деятельности. Изменение оказалось закономерным как для процессов зрительного, так и слухового (речевого) восприятия.

Выявленные изменения процессов восприятия не связаны со снижением остроты слуха и зрения больных, так же как нельзя отнести их за счет снижения способности выделения сигналов из шума. Особенности, восприятия больных не являются следствием изменения порогов восприятия как физиологической характеристики уровня чувствительности.

Неудовлетворителен план толкования выявленных особенностей восприятия как затруднения в выделении фигуры из фона, как изменения соотнесения части и целого, как трудности выделения существенных черт из второстепенных.

Нельзя объяснить полученные результаты нарушением внимания. Экспериментальные данные исключают возможность объяснения особенностей восприятия больных путем связи с влиянием «мотивационных» факторов или с изменением эмоциональности больных. Выявленные изменения восприятия оказывается невозможным уложить в традиционные рамки агностических нарушений.

Полученные данные позволяют считать, что речь идет о нарушении процессов восприятия, связанном с изменением особого звена в структуре познавательной деятельности, что и отличает этот тип нарушения восприятия от других известных видов его патологии.

«Шизофрения, клиника и патогенез»,
под ред. А.В. Снежневского





Данные исследований мышления в общей психологии (Н. А. Менчинская и др.) свидетельствуют о том, что на определенном этапе формирования понятийного мышления детям легче оперировать абстрактными понятиями, чем конкретными. Это связано с меньшей содержательностью абстрактных понятий, что облегчает процесс нахождения, выбора и отвлечения нужных свойств и отношений по сравнению с оперированием «конкретными» понятиями. Возможно, что нарушение…

Известно, что степень неопределенности той или иной ситуации для субъекта зависит от «кода», «алфавита» элементов, системы знаний, с которыми соотносятся те или иные явления, воспринимаемые субъектом. При расширении системы элементов, с которой сличаются поступающие раздражители, при ухудшении организации этой системы (уравнивание вероятностей ее элементов) неопределенность отражаемой ситуации возрастает. Это позволяет думать, что для больных шизофренией…

Изучение закономерностей нарушения психических процессов должно не только дать возможность понять цельный и закономерный характер соответствующей клинической картины, но и способствовать изучению более глубокой патофизиологической сущности этих психопатологических проявлений. Последней цели может служить, по нашему мнению, выявление общего звена, с изменением которого существенно связано нарушение познавательной деятельности больных. Анализ выделенного звена может способствовать ориентировке дальнейших…

При увеличении наличной информации об опознаваемом объекте разница в результатах деятельности больных и здоровых уменьшается. Объяснение такой зависимости заключается в том, что с изменением степени неопределенности ситуации (неполнота наличной информации о стимуле) изменяется удельный вес нарушенного звена в структуре процесса опознания, что и определяет степень изменения данного процесса в целом, проявляясь степенью отличий результатов деятельности…

Больные шизофренией, деятельность которых характеризуется ухудшением избирательности, расширением круга привлекаемой из памяти информации и сглаживанием предпочтительности ее актуализации, могут получить в некоторых случаях «выигрыш», испытывая меньшие трудности, чем здоровые люди, при необходимости использовать и привлечь из памяти «латентные», малозначимые на основе прошлого опыта знания. Однако «проигрыш» неизмеримо больше, так как в подавляющем большинстве каждодневных ситуаций…