25 мая 2011

Увеличение наличной информации об опознаваемом объекте

При увеличении наличной информации об опознаваемом объекте разница в результатах деятельности больных и здоровых уменьшается. Объяснение такой зависимости заключается в том, что с изменением степени неопределенности ситуации (неполнота наличной информации о стимуле) изменяется удельный вес нарушенного звена в структуре процесса опознания, что и определяет степень изменения данного процесса в целом, проявляясь степенью отличий результатов деятельности больных шизофренией от здоровых людей.

Выявленная закономерность позволяет понять и «качественный» характер различий результатов деятельности больных и здоровых, понять, почему наряду с ухудшением познавательной деятельности в некоторых ситуациях у больных отмечаются лучшие результаты, чем у здоровых.

Для этого требуется принять во внимание приспособительный, адаптационный смысл того принципа организации работы мозга здоровых людей, который связан с избирательностью, предпочтительностью актуализации знаний на основе факторов прошлого опыта.

Следует отметить, что этот принцип организации работы здорового мозга, будучи высокоцелесообразным, имеет и свои минусы. Избирательность сведений из памяти, относясь, например, к организации системы образовгипотез, используемых в процессе восприятия, обусловливает у здоровых людей «выигрыш» при опознании объектов высоковероятных, обычных, постоянно встречающихся в практике каждодневного опыта, «проигрыш» при опознании малоожидаемых объектов, необычных, редких с точки зрения прошлого опыта.

При соответствующих видах мыслительной деятельности роль данного звена заключается в том, что у здоровых людей предпочтительно актуализируются наиболее значимые, социальнопрактически важные свойства и отношения предметов, в то время как малозначимая информация остается «латентной», хотя иногда именно она может оказаться нужной при решении нетривиальных задач.

Целесообразность такой организации деятельности здорового мозга заключается в том, что этим обеспечивается экономичность, оптимальность «поиска» нужной информации в несчетном количестве многократно повторяющихся повседневных жизненных ситуаций (задач), которые апеллируют именно к «обычным», «стандартным», практически значимым предметам, их свойствам и отношениям.

«Шизофрения, клиника и патогенез»,
под ред. А.В. Снежневского





Больные шизофренией, деятельность которых характеризуется ухудшением избирательности, расширением круга привлекаемой из памяти информации и сглаживанием предпочтительности ее актуализации, могут получить в некоторых случаях «выигрыш», испытывая меньшие трудности, чем здоровые люди, при необходимости использовать и привлечь из памяти «латентные», малозначимые на основе прошлого опыта знания. Однако «проигрыш» неизмеримо больше, так как в подавляющем большинстве каждодневных ситуаций…

Попытки объяснить результаты особенностями целенаправленности больных привели бы к выводу о том, что целенаправленность больных такова, что она то ухудшает результаты их деятельности, то не влияет на них, то даже улучшает. С точки зрения особенностей эмоций (наиболее распространены попытки связать нарушения познавательной деятельности с «безразличием», отсутствием или изменением «отношения» больных шизофренией) пришлось бы признать, что…

Выявленная нами закономерность нарушения познавательных процессов позволяет понять, почему при определенном круге экспериментов могла возникнуть фактическая возможность трактовать полученные данные как результат «нарушения межперсональных отношений» (Cameron и др.) или как следствие нарушения «фильтрации поступающей информации» (Chapman, Payne и др.). Выявленные исследованием новые фактические характеристики особенностей познавательных процессов при шизофрении и более общая закономерность их нарушения…

Экспериментальные данные свидетельствуют о нарушении влияния прошлого опыта на актуальную деятельность больных шизофренией. Однако полученные результаты показывают, что дело не в «разобщении», не в отрыве вообще опыта прошлого от настоящего, а в изменении определенной роли прошлого опыта, в ослаблении влияния прошлого опыта на избирательность актуализируемых знаний, используемых в процессе той или иной деятельности. Необычность шизофренического…

Клинический тезис о «формальной сохранности» может быть раскрыт и с другой стороны. Результаты исследования благодаря выявленной зависимости между нарушением познавательных процессов и особенностью их структуры (связью с изменением определенного звена) позволяют считать, что у больных шизофренией наиболее сохранены те виды умственной деятельности, которые имеют четкую, однозначно детерминированную схему операций, жесткую, полностью «формализуемую» программу реализации. Примерами…