25 мая 2011

Ухудшение избирательности

Больные шизофренией, деятельность которых характеризуется ухудшением избирательности, расширением круга привлекаемой из памяти информации и сглаживанием предпочтительности ее актуализации, могут получить в некоторых случаях «выигрыш», испытывая меньшие трудности, чем здоровые люди, при необходимости использовать и привлечь из памяти «латентные», малозначимые на основе прошлого опыта знания.

Однако «проигрыш» неизмеримо больше, так как в подавляющем большинстве каждодневных ситуаций нарушение данного звена должно значительно ухудшать деятельность больных, затрудняя поиск и выбор необходимых сведений, снижая экономичность и оптимальность организации работы мозга по переработке информации.

В связи с этим напрашивается предположение, пока лишь логически допустимое: не может ли такое изменение данного «звена» являться существенным патогенетическим фактором, ибо работа мозга в этом особого рода неэкономичном режиме (к тому же в сочетании с действием различных факторов, способных ослаблять компенсаторные возможности мозга) со временем может привести к нарушению (порче) других систем, других «звеньев» организации психической деятельности, что и выражается в психопатологической динамике шизофренического процесса.

Анализ системы полученных экспериментальных данных, подтверждая вывод о наличии связи между нарушением широкого круга познавательных процессов и изменением определенного звена в их структуре, в то же время выявляет фактическую несостоятельность попыток объяснить особенности познавательных процессов при шизофрении путем рассмотрения влияния одних психических процессов (сфер) на другие.

Попытки рассмотрения этих связей (влияние особенностей внимания, эмоций, целенаправленности и т. д.) как причинных по отношению к нарушению познавательной деятельности при шизофрении приходят в противоречие с фактами.

Рассмотрение системы экспериментальных данных с точки зрения, например, особенностей внимания привело бы к выводу, что внимание больных в одно и то же время (даже при выполнении одной и той же деятельности) и лучше, и хуже, и может не отличаться от нормы.


«Шизофрения, клиника и патогенез»,
под ред. А.В. Снежневского



Исследование показывает, что способность больных шизофренией к отвлечению от многообразных признаков предметов и явлений не отличается от таковой у здоровых лиц. При рассмотрении второго вопроса результаты проведенного нами исследования выявляют существенные отличия больных от здоровых. У больных шизофренией существенно повышается вероятность актуализации и использования ими в процессе, например, обобщения малозначимых, «слабых» свойств предметов, характеризующихся малой…

Данные исследований мышления в общей психологии (Н. А. Менчинская и др.) свидетельствуют о том, что на определенном этапе формирования понятийного мышления детям легче оперировать абстрактными понятиями, чем конкретными. Это связано с меньшей содержательностью абстрактных понятий, что облегчает процесс нахождения, выбора и отвлечения нужных свойств и отношений по сравнению с оперированием «конкретными» понятиями. Возможно, что нарушение…

Известно, что степень неопределенности той или иной ситуации для субъекта зависит от «кода», «алфавита» элементов, системы знаний, с которыми соотносятся те или иные явления, воспринимаемые субъектом. При расширении системы элементов, с которой сличаются поступающие раздражители, при ухудшении организации этой системы (уравнивание вероятностей ее элементов) неопределенность отражаемой ситуации возрастает. Это позволяет думать, что для больных шизофренией…

Изучение закономерностей нарушения психических процессов должно не только дать возможность понять цельный и закономерный характер соответствующей клинической картины, но и способствовать изучению более глубокой патофизиологической сущности этих психопатологических проявлений. Последней цели может служить, по нашему мнению, выявление общего звена, с изменением которого существенно связано нарушение познавательной деятельности больных. Анализ выделенного звена может способствовать ориентировке дальнейших…

При увеличении наличной информации об опознаваемом объекте разница в результатах деятельности больных и здоровых уменьшается. Объяснение такой зависимости заключается в том, что с изменением степени неопределенности ситуации (неполнота наличной информации о стимуле) изменяется удельный вес нарушенного звена в структуре процесса опознания, что и определяет степень изменения данного процесса в целом, проявляясь степенью отличий результатов деятельности…