25 мая 2011

Попытки объяснить результаты особенностями целенаправленности больных

Попытки объяснить результаты особенностями целенаправленности больных привели бы к выводу о том, что целенаправленность больных такова, что она то ухудшает результаты их деятельности, то не влияет на них, то даже улучшает.

С точки зрения особенностей эмоций (наиболее распространены попытки связать нарушения познавательной деятельности с «безразличием», отсутствием или изменением «отношения» больных шизофренией) пришлось бы признать, что больные более безразличны и в то же время более старательны, судя по результатам то «худшего», то «лучшего» выполнения ими разных заданий.

К тому же результаты ряда экспериментальных серий (например, завершение слова по заданному слогу, предсказание букв и др.), как нам кажется, вообще невозможно объяснить с этой точки зрения, ибо трудно представить себе какое-либо «отношение» к слогу или к одной букве.

По существу полученные данные показывают неправомерность и еще одной существующей позиции — попыток выводить нарушение более «высоких» ступеней познания (мышление) из особенностей более «низких» (восприятие, ощущение).

Экспериментальные данные свидетельствуют, что при данной патологии мозга между нарушением процессов восприятия и мышления отношения не причинноследственные, а иные. Нарушение того и другого круга процессов связано прежде всего с изменением общего радикала (звена), входящего в их структуру.

Полученные в нашей лаборатории данные могут быть соотнесены с результатами тех зарубежных экспериментальных исследований (Cameron, Chapman, McGhie, Mattusek, Payner, Weckowicz и др.), которые связаны с констатацией факта использования больными шизофренией «иррелевантной» информации в процессах познавательной деятельности.

Полученные нами факты в определенном смысле совпадают с основным кругом экспериментальных данных других исследователей. Однако результаты наших исследований иначе раскрывают смысл и природу этих фактов.


«Шизофрения, клиника и патогенез»,
под ред. А.В. Снежневского



При увеличении наличной информации об опознаваемом объекте разница в результатах деятельности больных и здоровых уменьшается. Объяснение такой зависимости заключается в том, что с изменением степени неопределенности ситуации (неполнота наличной информации о стимуле) изменяется удельный вес нарушенного звена в структуре процесса опознания, что и определяет степень изменения данного процесса в целом, проявляясь степенью отличий результатов деятельности…

Больные шизофренией, деятельность которых характеризуется ухудшением избирательности, расширением круга привлекаемой из памяти информации и сглаживанием предпочтительности ее актуализации, могут получить в некоторых случаях «выигрыш», испытывая меньшие трудности, чем здоровые люди, при необходимости использовать и привлечь из памяти «латентные», малозначимые на основе прошлого опыта знания. Однако «проигрыш» неизмеримо больше, так как в подавляющем большинстве каждодневных ситуаций…

Выявленная нами закономерность нарушения познавательных процессов позволяет понять, почему при определенном круге экспериментов могла возникнуть фактическая возможность трактовать полученные данные как результат «нарушения межперсональных отношений» (Cameron и др.) или как следствие нарушения «фильтрации поступающей информации» (Chapman, Payne и др.). Выявленные исследованием новые фактические характеристики особенностей познавательных процессов при шизофрении и более общая закономерность их нарушения…

Экспериментальные данные свидетельствуют о нарушении влияния прошлого опыта на актуальную деятельность больных шизофренией. Однако полученные результаты показывают, что дело не в «разобщении», не в отрыве вообще опыта прошлого от настоящего, а в изменении определенной роли прошлого опыта, в ослаблении влияния прошлого опыта на избирательность актуализируемых знаний, используемых в процессе той или иной деятельности. Необычность шизофренического…

Клинический тезис о «формальной сохранности» может быть раскрыт и с другой стороны. Результаты исследования благодаря выявленной зависимости между нарушением познавательных процессов и особенностью их структуры (связью с изменением определенного звена) позволяют считать, что у больных шизофренией наиболее сохранены те виды умственной деятельности, которые имеют четкую, однозначно детерминированную схему операций, жесткую, полностью «формализуемую» программу реализации. Примерами…