Закономерность нарушения познавательных процессов
Выявленная нами закономерность нарушения познавательных процессов позволяет понять, почему при определенном круге экспериментов могла возникнуть фактическая возможность трактовать полученные данные как результат «нарушения межперсональных отношений» (Cameron и др.) или как следствие нарушения «фильтрации поступающей информации» (Chapman, Payne и др.).
Выявленные исследованием новые фактические характеристики особенностей познавательных процессов при шизофрении и более общая закономерность их нарушения не только позволяют охватить и понять связь казавшихся противоречивыми и разнородными экспериментальных данных (как наших, так и других авторов), но и дают возможность поновому подойти к пониманию природы круга психопатологических особенностей шизофренического слабоумия.
Отличие шизофренического слабоумия от других видов слабоумия проявляется в относительной сохранности приобретенных ранее сведений, знаний.
Даже больные со значительным дефектом могут так или иначе демонстрировать большой круг прежде усвоенных знаний наряду с выраженной неполноценностью их мыслительной деятельности.
Попытки объяснения этой особенности с позиций разных психологических концепций проявлялись в таких определениях, как «разобщение» опыта прошлого с настоящим, разобщение разных слоев, уровней личности (последователи Jackson), «разрыхление», «расщепление» цепи прежних ассоциаций при сохранности элементов их (Bleuler), нарушение «апперцепции» и т. д.
Нам представляется возможность понять эту особенность психопатологии шизофренического слабоумия на основе выявленных исследованием закономерностей нарушения познавательных процессов. Полученные результаты помогают объяснить эту психопатологическую особенность, показывая, как изменяется познавательная деятельность в результате нарушения актуализации (выбора) сведений из памяти при сохранности суммы этих сведений.
«Шизофрения, клиника и патогенез»,
под ред. А.В. Снежневского
Попытки объяснить результаты особенностями целенаправленности больных привели бы к выводу о том, что целенаправленность больных такова, что она то ухудшает результаты их деятельности, то не влияет на них, то даже улучшает. С точки зрения особенностей эмоций (наиболее распространены попытки связать нарушения познавательной деятельности с «безразличием», отсутствием или изменением «отношения» больных шизофренией) пришлось бы признать, что…
Экспериментальные данные свидетельствуют о нарушении влияния прошлого опыта на актуальную деятельность больных шизофренией. Однако полученные результаты показывают, что дело не в «разобщении», не в отрыве вообще опыта прошлого от настоящего, а в изменении определенной роли прошлого опыта, в ослаблении влияния прошлого опыта на избирательность актуализируемых знаний, используемых в процессе той или иной деятельности. Необычность шизофренического…
Клинический тезис о «формальной сохранности» может быть раскрыт и с другой стороны. Результаты исследования благодаря выявленной зависимости между нарушением познавательных процессов и особенностью их структуры (связью с изменением определенного звена) позволяют считать, что у больных шизофренией наиболее сохранены те виды умственной деятельности, которые имеют четкую, однозначно детерминированную схему операций, жесткую, полностью «формализуемую» программу реализации. Примерами…
Исследование показывает, что способность больных шизофренией к отвлечению от многообразных признаков предметов и явлений не отличается от таковой у здоровых лиц. При рассмотрении второго вопроса результаты проведенного нами исследования выявляют существенные отличия больных от здоровых. У больных шизофренией существенно повышается вероятность актуализации и использования ими в процессе, например, обобщения малозначимых, «слабых» свойств предметов, характеризующихся малой…
Данные исследований мышления в общей психологии (Н. А. Менчинская и др.) свидетельствуют о том, что на определенном этапе формирования понятийного мышления детям легче оперировать абстрактными понятиями, чем конкретными. Это связано с меньшей содержательностью абстрактных понятий, что облегчает процесс нахождения, выбора и отвлечения нужных свойств и отношений по сравнению с оперированием «конкретными» понятиями. Возможно, что нарушение…