24 мая 2011

Исследование особенностей выполнения больными шизофренией аналогичных видов мыслительной деятельности

Дополнительно (параллельно) к основным сериям экспериментов было проведено исследование особенностей выполнения больными шизофренией аналогичных видов мыслительной деятельности, но отличающихся тем, что в их структуре роль актуализации знаний на основе прошлого опыта была минимальна (три экспериментальные серии).

Первый круг экспериментов состоял из задач на сравнение и классификацию предметов, где испытуемым давалась «глухая» инструкция. Ни в условиях задания, ни по ходу его выполнения экспериментатор не указывал направления, в котором можно было бы производить сравнение и классификацию.

Испытуемым предоставлялась полная свобода выбора оснований для обобщения. Условия задач такого рода допускают возможность многозначных решений («ненормативных»), возможность актуализации и использования любых свойств и признаков предметов в качестве оснований обобщения.

При этом опорой для актуализации является прошлый опыт субъекта, обусловливающий на основе определенных знаний о свойствах и отношениях избирательность, предпочтительность их актуализации.

Этот круг экспериментов состоял из 4 основных экспериментальных серий (помимо 2 дополнительных к ним серий экспериментов).

«Шизофрения, клиника и патогенез»,
под ред. А.В. Снежневского





При увеличении наличной информации об опознаваемом объекте разница в результатах деятельности больных и здоровых уменьшается. Объяснение такой зависимости заключается в том, что с изменением степени неопределенности ситуации (неполнота наличной информации о стимуле) изменяется удельный вес нарушенного звена в структуре процесса опознания, что и определяет степень изменения данного процесса в целом, проявляясь степенью отличий результатов деятельности…

Больные шизофренией, деятельность которых характеризуется ухудшением избирательности, расширением круга привлекаемой из памяти информации и сглаживанием предпочтительности ее актуализации, могут получить в некоторых случаях «выигрыш», испытывая меньшие трудности, чем здоровые люди, при необходимости использовать и привлечь из памяти «латентные», малозначимые на основе прошлого опыта знания. Однако «проигрыш» неизмеримо больше, так как в подавляющем большинстве каждодневных ситуаций…

Попытки объяснить результаты особенностями целенаправленности больных привели бы к выводу о том, что целенаправленность больных такова, что она то ухудшает результаты их деятельности, то не влияет на них, то даже улучшает. С точки зрения особенностей эмоций (наиболее распространены попытки связать нарушения познавательной деятельности с «безразличием», отсутствием или изменением «отношения» больных шизофренией) пришлось бы признать, что…

Выявленная нами закономерность нарушения познавательных процессов позволяет понять, почему при определенном круге экспериментов могла возникнуть фактическая возможность трактовать полученные данные как результат «нарушения межперсональных отношений» (Cameron и др.) или как следствие нарушения «фильтрации поступающей информации» (Chapman, Payne и др.). Выявленные исследованием новые фактические характеристики особенностей познавательных процессов при шизофрении и более общая закономерность их нарушения…

Экспериментальные данные свидетельствуют о нарушении влияния прошлого опыта на актуальную деятельность больных шизофренией. Однако полученные результаты показывают, что дело не в «разобщении», не в отрыве вообще опыта прошлого от настоящего, а в изменении определенной роли прошлого опыта, в ослаблении влияния прошлого опыта на избирательность актуализируемых знаний, используемых в процессе той или иной деятельности. Необычность шизофренического…