24 мая 2011

Общие данные проведенных исследований

Настоящее исследование представляет первую попытку одновременного изучения широкого круга познавательных процессов (мыслительных и перцептивных) у клинически однородной группы больных шизофренией, характеризовавшихся «негативными» психопатологическими проявлениями, чертами выраженного дефекта психики в рамках непрерывно текущей юношеской шизофрении.

Благодаря направленности на изучение закономерностей нарушенного протекания психических (познавательных) процессов путем выявления и анализа тех звеньев в их структуре, с которыми связано нарушение этих процессов, проведенное исследование, выявив целый ряд новых фактических характеристик мышления и восприятия больных шизофренией, позволяет установить более общие закономерности нарушения познавательной деятельности при данной патологии мозга.

Экспериментальные данные, полученные при исследовании широкого круга различных видов познавательных процессов (мыслительных и перцептивных), показывают существенные достоверные различия в результатах деятельности больных и здоровых людей. Однако при попытке обобщить, синтезировать эти факты создается весьма сложная, пестрая и противоречивая картина особенностей проявлений нарушенной деятельности больных. Больные в одно и то же время чемто хуже здоровых, а чемто лучше и наряду с этим могут не отличаться.

Тут и странность, необычность их обобщений, сравнений, и в то же время возможность не хуже здоровых, а иногда лучше выполнять довольно сложные мыслительные задания, тут и повышение порогов восприятия и понижение, меньшая точность опознания и большая и т. д.

Попытки сопоставления и обобщения этих особенностей самих результатов деятельности больных без анализа природы нарушения познавательных процессов, выражением которых они являются, могут привести к выводу о противоречивости, несовместимости, рассогласовании, беспорядке.

В действительности же здесь можно уловить «порядок» и закономерность, определяемые не негативно. Закономерность эта усматривается не в особенностях проявлений, а в особенностях изменения тех психических процессов, которые скрываются за ними и их обусловливают.

«Шизофрения, клиника и патогенез»,
под ред. А.В. Снежневского



Данные исследований мышления в общей психологии (Н. А. Менчинская и др.) свидетельствуют о том, что на определенном этапе формирования понятийного мышления детям легче оперировать абстрактными понятиями, чем конкретными. Это связано с меньшей содержательностью абстрактных понятий, что облегчает процесс нахождения, выбора и отвлечения нужных свойств и отношений по сравнению с оперированием «конкретными» понятиями. Возможно, что нарушение…

Известно, что степень неопределенности той или иной ситуации для субъекта зависит от «кода», «алфавита» элементов, системы знаний, с которыми соотносятся те или иные явления, воспринимаемые субъектом. При расширении системы элементов, с которой сличаются поступающие раздражители, при ухудшении организации этой системы (уравнивание вероятностей ее элементов) неопределенность отражаемой ситуации возрастает. Это позволяет думать, что для больных шизофренией…

Изучение закономерностей нарушения психических процессов должно не только дать возможность понять цельный и закономерный характер соответствующей клинической картины, но и способствовать изучению более глубокой патофизиологической сущности этих психопатологических проявлений. Последней цели может служить, по нашему мнению, выявление общего звена, с изменением которого существенно связано нарушение познавательной деятельности больных. Анализ выделенного звена может способствовать ориентировке дальнейших…

При увеличении наличной информации об опознаваемом объекте разница в результатах деятельности больных и здоровых уменьшается. Объяснение такой зависимости заключается в том, что с изменением степени неопределенности ситуации (неполнота наличной информации о стимуле) изменяется удельный вес нарушенного звена в структуре процесса опознания, что и определяет степень изменения данного процесса в целом, проявляясь степенью отличий результатов деятельности…

Больные шизофренией, деятельность которых характеризуется ухудшением избирательности, расширением круга привлекаемой из памяти информации и сглаживанием предпочтительности ее актуализации, могут получить в некоторых случаях «выигрыш», испытывая меньшие трудности, чем здоровые люди, при необходимости использовать и привлечь из памяти «латентные», малозначимые на основе прошлого опыта знания. Однако «проигрыш» неизмеримо больше, так как в подавляющем большинстве каждодневных ситуаций…