24 мая 2011

Общие данные проведенных исследований

Настоящее исследование представляет первую попытку одновременного изучения широкого круга познавательных процессов (мыслительных и перцептивных) у клинически однородной группы больных шизофренией, характеризовавшихся «негативными» психопатологическими проявлениями, чертами выраженного дефекта психики в рамках непрерывно текущей юношеской шизофрении.

Благодаря направленности на изучение закономерностей нарушенного протекания психических (познавательных) процессов путем выявления и анализа тех звеньев в их структуре, с которыми связано нарушение этих процессов, проведенное исследование, выявив целый ряд новых фактических характеристик мышления и восприятия больных шизофренией, позволяет установить более общие закономерности нарушения познавательной деятельности при данной патологии мозга.

Экспериментальные данные, полученные при исследовании широкого круга различных видов познавательных процессов (мыслительных и перцептивных), показывают существенные достоверные различия в результатах деятельности больных и здоровых людей. Однако при попытке обобщить, синтезировать эти факты создается весьма сложная, пестрая и противоречивая картина особенностей проявлений нарушенной деятельности больных. Больные в одно и то же время чемто хуже здоровых, а чемто лучше и наряду с этим могут не отличаться.

Тут и странность, необычность их обобщений, сравнений, и в то же время возможность не хуже здоровых, а иногда лучше выполнять довольно сложные мыслительные задания, тут и повышение порогов восприятия и понижение, меньшая точность опознания и большая и т. д.

Попытки сопоставления и обобщения этих особенностей самих результатов деятельности больных без анализа природы нарушения познавательных процессов, выражением которых они являются, могут привести к выводу о противоречивости, несовместимости, рассогласовании, беспорядке.

В действительности же здесь можно уловить «порядок» и закономерность, определяемые не негативно. Закономерность эта усматривается не в особенностях проявлений, а в особенностях изменения тех психических процессов, которые скрываются за ними и их обусловливают.

«Шизофрения, клиника и патогенез»,
под ред. А.В. Снежневского



Выявленная нами закономерность нарушения познавательных процессов позволяет понять, почему при определенном круге экспериментов могла возникнуть фактическая возможность трактовать полученные данные как результат «нарушения межперсональных отношений» (Cameron и др.) или как следствие нарушения «фильтрации поступающей информации» (Chapman, Payne и др.). Выявленные исследованием новые фактические характеристики особенностей познавательных процессов при шизофрении и более общая закономерность их нарушения…

Экспериментальные данные свидетельствуют о нарушении влияния прошлого опыта на актуальную деятельность больных шизофренией. Однако полученные результаты показывают, что дело не в «разобщении», не в отрыве вообще опыта прошлого от настоящего, а в изменении определенной роли прошлого опыта, в ослаблении влияния прошлого опыта на избирательность актуализируемых знаний, используемых в процессе той или иной деятельности. Необычность шизофренического…

Клинический тезис о «формальной сохранности» может быть раскрыт и с другой стороны. Результаты исследования благодаря выявленной зависимости между нарушением познавательных процессов и особенностью их структуры (связью с изменением определенного звена) позволяют считать, что у больных шизофренией наиболее сохранены те виды умственной деятельности, которые имеют четкую, однозначно детерминированную схему операций, жесткую, полностью «формализуемую» программу реализации. Примерами…

Исследование показывает, что способность больных шизофренией к отвлечению от многообразных признаков предметов и явлений не отличается от таковой у здоровых лиц. При рассмотрении второго вопроса результаты проведенного нами исследования выявляют существенные отличия больных от здоровых. У больных шизофренией существенно повышается вероятность актуализации и использования ими в процессе, например, обобщения малозначимых, «слабых» свойств предметов, характеризующихся малой…

Данные исследований мышления в общей психологии (Н. А. Менчинская и др.) свидетельствуют о том, что на определенном этапе формирования понятийного мышления детям легче оперировать абстрактными понятиями, чем конкретными. Это связано с меньшей содержательностью абстрактных понятий, что облегчает процесс нахождения, выбора и отвлечения нужных свойств и отношений по сравнению с оперированием «конкретными» понятиями. Возможно, что нарушение…