24 мая 2011

Вторая серия экспериментов

Во второй серии экспериментов использовалась в качестве методики «свободная классификация предметов». Применялся специально подобранный набор из 39 карточек, с изображениями следующих предметов: матрос, ребенок, кошка, слон, петух, ласточка, рыба, бабочка, жук, дерево, ландыш, лук, вишня, арбуз, самолет, пароход, грузовик, велосипед, телега, тетрадь, книга, чернильница, глобус, этажерка, электролампа, керосиновая лампа, свеча, спички, кастрюля, вилка, бутылка, часы, весы, градусник, циркуль, метла, пила, ножницы, ботинки.

Классификация этих предметов представляла известную трудность в связи с включением отдельных предметов (например, ботинки, этажерка и т. д.), не имеющих близких, однородных в данном наборе предметов.

Давалась следующая инструкция: «Разложите карточки на сколько угодно групп так, чтобы в каждой группе были подходящие друг к другу предметы», которая не указывала ни на количество групп, ни на объем их, ни на принцип классификации. По данной методике было исследовано 80 больных шизофренией и 50 здоровых людей.

Группировки предметов, производимые здоровыми и больными, были примерно одинаковы по объему (степени «укрупненное™» или, наоборот, дробности). В среднем каждый здоровый исследуемый и каждый больной создавали по 9 групп предметов.

Однако у больных шизофренией резко (более чем в 2 раза) увеличилось разнообразие создаваемых группировок. Если для здоровых было характерно частое повторение одних и тех же групп, которых всего оказалось 38, то у больных шизофренией это число возрастало до 78. Увеличение происходило за счет обобщения предметов на основе малозначимых, латентных их свойств.

Например, в одну группу объединяются бабочка, жук и рыба «по принципу рождаемости из личинок и икринок». Другие группы составляют часы, глобус, книга («помогают людям ориентироваться в мире»), бутылка, кастрюля, вилка («соприкасаются с пищей»), арбуз, ландыш, вишня («делают жизнь привлекательной) и т. д.

Основным принципом создания такого рода группировок и выполнения классификации в целом для больных, как и для здоровых, был принцип обобщения предметов на основе нахождения у них общего свойства. Число конкретноситуационных объединений предметов было незначительно у здоровых и у больных.

Они составили 3% всех обобщений, произведенных группой здоровых, и 6% — в группе больных. Основное различие между больными и здоровыми выразилось в изменении (расширении) круга актуализируемых и используемых для обобщения свойств, в изменении вероятностей (частот) их актуализации.

Число «нестандартных», малозначимых свойств, актуализированных больными шизофренией, в 2,1 раза превысило это число у здоровых. Частота актуализации стандартных свойств у больных по сравнению со здоровыми уменьшилась (с 85 до 70%), а частота актуализации нестандартных свойств возросла (с 15 до 30%).


«Шизофрения, клиника и патогенез»,
под ред. А.В. Снежневского



Клинический тезис о «формальной сохранности» может быть раскрыт и с другой стороны. Результаты исследования благодаря выявленной зависимости между нарушением познавательных процессов и особенностью их структуры (связью с изменением определенного звена) позволяют считать, что у больных шизофренией наиболее сохранены те виды умственной деятельности, которые имеют четкую, однозначно детерминированную схему операций, жесткую, полностью «формализуемую» программу реализации. Примерами…

Исследование показывает, что способность больных шизофренией к отвлечению от многообразных признаков предметов и явлений не отличается от таковой у здоровых лиц. При рассмотрении второго вопроса результаты проведенного нами исследования выявляют существенные отличия больных от здоровых. У больных шизофренией существенно повышается вероятность актуализации и использования ими в процессе, например, обобщения малозначимых, «слабых» свойств предметов, характеризующихся малой…

Данные исследований мышления в общей психологии (Н. А. Менчинская и др.) свидетельствуют о том, что на определенном этапе формирования понятийного мышления детям легче оперировать абстрактными понятиями, чем конкретными. Это связано с меньшей содержательностью абстрактных понятий, что облегчает процесс нахождения, выбора и отвлечения нужных свойств и отношений по сравнению с оперированием «конкретными» понятиями. Возможно, что нарушение…

Известно, что степень неопределенности той или иной ситуации для субъекта зависит от «кода», «алфавита» элементов, системы знаний, с которыми соотносятся те или иные явления, воспринимаемые субъектом. При расширении системы элементов, с которой сличаются поступающие раздражители, при ухудшении организации этой системы (уравнивание вероятностей ее элементов) неопределенность отражаемой ситуации возрастает. Это позволяет думать, что для больных шизофренией…

Изучение закономерностей нарушения психических процессов должно не только дать возможность понять цельный и закономерный характер соответствующей клинической картины, но и способствовать изучению более глубокой патофизиологической сущности этих психопатологических проявлений. Последней цели может служить, по нашему мнению, выявление общего звена, с изменением которого существенно связано нарушение познавательной деятельности больных. Анализ выделенного звена может способствовать ориентировке дальнейших…