Исследование нарушений психических (познавательных) процессов

Основное различие между больными и здоровыми выступает в кругу тех свойств и отношений, которые актуализируются ими в этих условиях (при опоре на прошлый опыт) и используются в качестве основы для сравнения. Для анализа и характеристики особенностей актуализации свойств здоровыми и больными мы использовали критерий частоты актуализации того или иного свойства. На основании частоты актуализации группой…

Во второй серии экспериментов использовалась в качестве методики «свободная классификация предметов». Применялся специально подобранный набор из 39 карточек, с изображениями следующих предметов: матрос, ребенок, кошка, слон, петух, ласточка, рыба, бабочка, жук, дерево, ландыш, лук, вишня, арбуз, самолет, пароход, грузовик, велосипед, телега, тетрадь, книга, чернильница, глобус, этажерка, электролампа, керосиновая лампа, свеча, спички, кастрюля, вилка, бутылка, часы,…

В третьей серии экспериментов использовался усложненный вариант классификации, требующий произвести классификацию 12 разнородных предметов, изображенных на карточках. Инструкция была аналогична предъявлявшейся в предыдущей серии. По этому варианту методики было исследовано 40 больных и 40 здоровых испытуемых. Полученные результаты были подобны результатам второй серии исследований, но еще более отчетливо выявилась у больных тенденция к ухудшению избирательности…

Четвертая серия экспериментов представляла собой вариант классификации «четвертый лишний». Всем исследуемым в одной и той же последовательности предлагали 12 задач, каждая из которых заключалась в том, что из 4 предметов, изображенных (или обозначенных словесно) на карточке, требовалось объединить 3 предмета в одну группу так, чтобы четвертый в эту группу не входил. Инструкция, как и в…

Дополнительно к основным сериям экспериментов на сравнение и классификацию предметов были исследованы особенности решения задач, тоже требующих сравнения и классификации (обобщения), но отличающихся от задач основных серий по условиям актуализации свойств предметов. Если решение задач основных серий существенно зависело от актуализации свойств предметов на основе прошлого опыта, то в дополнительных задачах роль этого фактора была…

Основные трудности решения задач на сравнения у исследуемых всех групп были связаны с анализом условий. В результате недостаточного анализа 12% здоровых и 12% больных не смогли сразу правильно соотнести сравниваемые объекты. После повторного анализа все они (здоровые и больные) нашли правильное решение. При классификации геометрических фигур больные, как и здоровые, использовали в качестве оснований для…

В пятой серии экспериментов использовали в несколько измененном виде задачу Секея, заключавшуюся в следующем. Перед исследуемым на столе располагали весы и ряд различных предметов (фонарик, разновесы, посудки, вата, карандаш, ластик и т. д.), среди которых находилась свеча. Давали следующую инструкцию: «Используя какието из этих предметов, уравновесьте весы так, чтобы через некоторое время они сами вышли…

Буквы Частота актуализации здоровые больные шизофренией о 0,35 0,35 т 0,34 0,32 ч 0,31 0,33 Во второй серии экспериментов для исследования особенностей актуализации у больных шизофренией был использован следующий методический прием. Экспериментатор с соответствующими интервалами произносил 50 слогов (30 двухбуквенных и 20 трехбуквенных), предъявлявшихся каждому исследуемому в одной и той же стандартной последовательности. Согласно инструкции,…

Результаты исследования 50 здоровых лиц показали, что действительно разные слоги связаны с разным числом вариантов ответов (от 3 на слог «ца» до 22 на слог «по»). При этом внутри каждой «системы» (соответствующей тому или иному слогу) варианты ответов употреблялись исследуемыми с разной частотой. Другими словами, частота или предпочтительность актуализации (выбора) разных слов здоровыми лицами была…

Коэффициент стандартности здоровых испытуемых и больных шизофренией

Закономерным является и существенное отличие больных от здоровых в частотном распределении ответных реакций. Оно заключается в снижении у больных числа «высоко вероятных» реакций и повышении «маловероятных», т. е. в тенденции к уравниванию (сглаживанию предпочтительности) частот актуализации того или иного круга слов. Общее число «высоковероятных» реакций в группе здоровых составило 1614, что в 2,2 раза превышает…

Третья серия экспериментов была посвящена исследованию особенностей актуализации знаний больными шизофренией на более высоком уровне организации речевой деятельности, где актуализация обусловливается более сложным сочетанием ряда факторов. Методика данной серии состояла в том, что исследуемым предлагали завершать фразы, предъявлявшиеся в магнитофонной записи без последнего слова, вместо которого звучал «белый шум». Фразы были составлены таким образом, что…

Дополнительно к этой серии экспериментов было проведено исследование с предоставлением неограниченного времени реагирования. При этом частотные характеристики ответов здоровых оказались в гораздо меньшем соответствии с лексическими вероятностями, т. е. актуализация слов была в меньшей мере обусловлена прошлым опытом. Результаты деятельности больных шизофренией в этих условиях гораздо меньше отличались от результатов здоровых людей, чем в основной…