23 мая 2011

Выявления закономерности проявлений нарушенных психических процессов

Если клинические (психопатологические) исследования выявляют закономерности проявлений нарушенных психических процессов, то экспериментальнопсихологические исследования должны дать ответ на вопрос, как нарушены закономерности протекания самих психических процессов при том или ином поражении мозга.

Целесообразность, обоснованность изучения тех или иных психических процессов определяется особенностями изучаемой болезни, уже известными психопатологическими данными о ней.

При изучении такой болезни, как шизофрения, весьма важным является выяснение закономерностей нарушения познавательных процессов — мышления, восприятия. Значение их исследования определяется не просто тем, что при шизофрении заметно нарушается познавательная деятельность, а тем, что нарушение тесно связано с существенными патогенетическими механизмами данной болезни, отражая своеобразие поражения мозга при ней.

Выражается это в клинических фактах, свидетельствующих о том, что нарушение мышления сопровождает болезнь на всем ее протяжении, а проявления данного нарушения значительно отличаются от таковых при других психических заболеваниях.

Направленность исследования на изучение закономерностей нарушения познавательных процессов приобретает при шизофрении особое значение. Психопатологические изменения, в которых закономерно, но не прямолинейно проявляются нарушения мозговой деятельности, свидетельствуют о существенном нарушении при шизофрении познавательных (в первую очередь мыслительных) процессов.

Однако, несмотря на большое число описаний и выявленных закономерностей этих проявлений, о закономерностях, лежащих за ними нарушений познавательных процессов (так же как о патофизиологических закономерностях), известно очень мало. По существу закономерности нарушения этих процессов при шизофрении до последнего времени изучались крайне недостаточно.

«Шизофрения, клиника и патогенез»,
под ред. А.В. Снежневского





При увеличении наличной информации об опознаваемом объекте разница в результатах деятельности больных и здоровых уменьшается. Объяснение такой зависимости заключается в том, что с изменением степени неопределенности ситуации (неполнота наличной информации о стимуле) изменяется удельный вес нарушенного звена в структуре процесса опознания, что и определяет степень изменения данного процесса в целом, проявляясь степенью отличий результатов деятельности…

Больные шизофренией, деятельность которых характеризуется ухудшением избирательности, расширением круга привлекаемой из памяти информации и сглаживанием предпочтительности ее актуализации, могут получить в некоторых случаях «выигрыш», испытывая меньшие трудности, чем здоровые люди, при необходимости использовать и привлечь из памяти «латентные», малозначимые на основе прошлого опыта знания. Однако «проигрыш» неизмеримо больше, так как в подавляющем большинстве каждодневных ситуаций…

Попытки объяснить результаты особенностями целенаправленности больных привели бы к выводу о том, что целенаправленность больных такова, что она то ухудшает результаты их деятельности, то не влияет на них, то даже улучшает. С точки зрения особенностей эмоций (наиболее распространены попытки связать нарушения познавательной деятельности с «безразличием», отсутствием или изменением «отношения» больных шизофренией) пришлось бы признать, что…

Выявленная нами закономерность нарушения познавательных процессов позволяет понять, почему при определенном круге экспериментов могла возникнуть фактическая возможность трактовать полученные данные как результат «нарушения межперсональных отношений» (Cameron и др.) или как следствие нарушения «фильтрации поступающей информации» (Chapman, Payne и др.). Выявленные исследованием новые фактические характеристики особенностей познавательных процессов при шизофрении и более общая закономерность их нарушения…

Экспериментальные данные свидетельствуют о нарушении влияния прошлого опыта на актуальную деятельность больных шизофренией. Однако полученные результаты показывают, что дело не в «разобщении», не в отрыве вообще опыта прошлого от настоящего, а в изменении определенной роли прошлого опыта, в ослаблении влияния прошлого опыта на избирательность актуализируемых знаний, используемых в процессе той или иной деятельности. Необычность шизофренического…