23 мая 2011

Исследование с предоставлением неограниченного времени реагирования

Дополнительно к этой серии экспериментов было проведено исследование с предоставлением неограниченного времени реагирования. При этом частотные характеристики ответов здоровых оказались в гораздо меньшем соответствии с лексическими вероятностями, т. е. актуализация слов была в меньшей мере обусловлена прошлым опытом.

Результаты деятельности больных шизофренией в этих условиях гораздо меньше отличались от результатов здоровых людей, чем в основной (третьей) серии экспериментов.

Четвертая серия экспериментов состояла в том, что после произнесения экспериментатором названия того или иного предмета (явления) исследуемый должен был как можно быстрее назвать одно из свойств этого предмета.

В пятой серии экспериментов предлагалась противоположная инструкция — в ответ на произнесение какого-либо свойства надо было называть один из предметов, обладающих этим свойством. Так же как в предыдущих сериях, все исследуемые одновременно с выполнением основной инструкции должны были выполнять несложную «отвлекающую» автоматизированную работу.

Результаты, полученные в этих сериях экспериментов, оказались аналогичными результатам первых трех основных серий.

У1 больных шизофренией по сравнению со здоровыми отмечалось расширение круга сведений (о предметах и их свойствах), актуализируемых в связи с предъявляемыми им стимулами. Сглаживались различия в частотах актуализации разных свойств и предметов. «Показатели стандартности» в группе больных шизофренией значительно ниже, чем у здоровых.

Результаты этой части исследования, направленной более непосредственно на анализ особенностей актуализации у больных шизофренией в структуре сравнительно элементарных видов деятельности, выявили отличия больных от здоровых.

Закономерным оказалось изменение у больных шизофренией круга актуализируемых (привлекаемых) знаний в тех случаях, когда актуализация существенно детерминируется прошлым опытом. Изменение актуализации (привлечения) сведений заключается в ухудшении избирательности — в расширении круга актуализируемых сведений и в тенденции к уравниванию вероятностей (сглаживанию предпочтительности) их актуализации.

Эта закономерность выявляется независимо от уровня сложности анализируемого речевого опыта (и на уровне отдельных фонем, и на интервербальном уровне, и на уровне фразы), при разных основаниях прошлого опыта, обусловливающих предпочтительность актуализации (частота употребления тех или иных элементов в прошлом речевом опыте — первая и вторая серии экспериментов, лексическая вероятность — третья серия и т. д.).

При уменьшении роли прошлого опыта в актуализации знаний отличия больных от здоровых уменьшаются (результаты трех дополнительных серий экспериментов).

«Шизофрения, клиника и патогенез»,
под ред. А.В. Снежневского



Экспериментальные данные свидетельствуют о нарушении влияния прошлого опыта на актуальную деятельность больных шизофренией. Однако полученные результаты показывают, что дело не в «разобщении», не в отрыве вообще опыта прошлого от настоящего, а в изменении определенной роли прошлого опыта, в ослаблении влияния прошлого опыта на избирательность актуализируемых знаний, используемых в процессе той или иной деятельности. Необычность шизофренического…

Клинический тезис о «формальной сохранности» может быть раскрыт и с другой стороны. Результаты исследования благодаря выявленной зависимости между нарушением познавательных процессов и особенностью их структуры (связью с изменением определенного звена) позволяют считать, что у больных шизофренией наиболее сохранены те виды умственной деятельности, которые имеют четкую, однозначно детерминированную схему операций, жесткую, полностью «формализуемую» программу реализации. Примерами…

Исследование показывает, что способность больных шизофренией к отвлечению от многообразных признаков предметов и явлений не отличается от таковой у здоровых лиц. При рассмотрении второго вопроса результаты проведенного нами исследования выявляют существенные отличия больных от здоровых. У больных шизофренией существенно повышается вероятность актуализации и использования ими в процессе, например, обобщения малозначимых, «слабых» свойств предметов, характеризующихся малой…

Данные исследований мышления в общей психологии (Н. А. Менчинская и др.) свидетельствуют о том, что на определенном этапе формирования понятийного мышления детям легче оперировать абстрактными понятиями, чем конкретными. Это связано с меньшей содержательностью абстрактных понятий, что облегчает процесс нахождения, выбора и отвлечения нужных свойств и отношений по сравнению с оперированием «конкретными» понятиями. Возможно, что нарушение…

Известно, что степень неопределенности той или иной ситуации для субъекта зависит от «кода», «алфавита» элементов, системы знаний, с которыми соотносятся те или иные явления, воспринимаемые субъектом. При расширении системы элементов, с которой сличаются поступающие раздражители, при ухудшении организации этой системы (уравнивание вероятностей ее элементов) неопределенность отражаемой ситуации возрастает. Это позволяет думать, что для больных шизофренией…