23 мая 2011

Изменение (нарушение) избирательности актуализируемых знаний у больных шизофренией

Изменение (нарушение) избирательности актуализируемых знаний у больных шизофренией проявляется, помимо особенностей частотных характеристик, привлекаемых ими сведений, и в особенности латентных периодов их речевых реакций. Известно, что время реакции выбора зависит (при прочих равных условиях) от величины системы выбора: чем больше система, тем длиннее латентный период.

Во второй серии проведенных нами экспериментов эта зависимость у здоровых лиц четко проявилась в том, что чем сложнее была система выбора, соответствующая тому или иному слогу, предъявляемому экспериментатором, тем продолжительнее был средний латентный период реакций.

Наряду с этим латентный период каждой индивидуальной реакции зависел от вероятности (частотной характеристики) воспроизводимого слова. Более вероятным ответным реакциям здоровых испытуемых соответствовали более короткие латентные периоды.

У больных шизофренией отмечается общее повышение латентных периодов реакций во всех системах выбора и уменьшение разницы латентных периодов высоковероятных и маловероятных реакций.

Группа исследуемых Средняя величина латентного периода в секундах
двухбуквенные слоги трехбуквенные слоги
высоковероятные ответы маловероятные ответы высоковероятные ответы маловероятные ответы
Здоровые 1,4 2,0 1,7 2,3
Больные 2,2 2,4 2,7 2,9

Эти данные подтверждают те выводы в отношении особенностей актуализации знаний у больных шизофренией, которые были сделаны на основе анализа частотных характеристик речевых реакций.

«Шизофрения, клиника и патогенез»,
под ред. А.В. Снежневского



Изучение закономерностей нарушения психических процессов должно не только дать возможность понять цельный и закономерный характер соответствующей клинической картины, но и способствовать изучению более глубокой патофизиологической сущности этих психопатологических проявлений. Последней цели может служить, по нашему мнению, выявление общего звена, с изменением которого существенно связано нарушение познавательной деятельности больных. Анализ выделенного звена может способствовать ориентировке дальнейших…

При увеличении наличной информации об опознаваемом объекте разница в результатах деятельности больных и здоровых уменьшается. Объяснение такой зависимости заключается в том, что с изменением степени неопределенности ситуации (неполнота наличной информации о стимуле) изменяется удельный вес нарушенного звена в структуре процесса опознания, что и определяет степень изменения данного процесса в целом, проявляясь степенью отличий результатов деятельности…

Больные шизофренией, деятельность которых характеризуется ухудшением избирательности, расширением круга привлекаемой из памяти информации и сглаживанием предпочтительности ее актуализации, могут получить в некоторых случаях «выигрыш», испытывая меньшие трудности, чем здоровые люди, при необходимости использовать и привлечь из памяти «латентные», малозначимые на основе прошлого опыта знания. Однако «проигрыш» неизмеримо больше, так как в подавляющем большинстве каждодневных ситуаций…

Попытки объяснить результаты особенностями целенаправленности больных привели бы к выводу о том, что целенаправленность больных такова, что она то ухудшает результаты их деятельности, то не влияет на них, то даже улучшает. С точки зрения особенностей эмоций (наиболее распространены попытки связать нарушения познавательной деятельности с «безразличием», отсутствием или изменением «отношения» больных шизофренией) пришлось бы признать, что…

Выявленная нами закономерность нарушения познавательных процессов позволяет понять, почему при определенном круге экспериментов могла возникнуть фактическая возможность трактовать полученные данные как результат «нарушения межперсональных отношений» (Cameron и др.) или как следствие нарушения «фильтрации поступающей информации» (Chapman, Payne и др.). Выявленные исследованием новые фактические характеристики особенностей познавательных процессов при шизофрении и более общая закономерность их нарушения…