23 мая 2011

Третья серия экспериментов

Третья серия экспериментов была посвящена исследованию особенностей актуализации знаний больными шизофренией на более высоком уровне организации речевой деятельности, где актуализация обусловливается более сложным сочетанием ряда факторов.

Методика данной серии состояла в том, что исследуемым предлагали завершать фразы, предъявлявшиеся в магнитофонной записи без последнего слова, вместо которого звучал «белый шум».

Фразы были составлены таким образом, что контекст большинства из них допускал возможность завершения большим или меньшим кругом слов, из которых исследуемый должен был как можно быстрее выбрать лишь одно. Необходимость действовать как можно быстрее вызывалась короткими интервалами между предъявлением фраз.

Несмотря на гораздо большую сложность этого вида деятельности, чем в первой и второй сериях, актуализация слов здесь тоже в большей мере обусловливается прошлым речевым опытом, лексической вероятностью. Это подтверждается данными, полученными нами при исследовании 50 здоровых людей.

Результаты выполнения этой деятельности больными шизофренией заметно отличаются от результатов здоровых исследуемых. Число различных вариантов, привлекаемых ими для завершения фраз, на 151 (или 38%) больше, чем в группе здоровых испытуемых.

Существенно изменены у больных и частоты актуализации разных вариантов окончаний фраз с отчетливой тенденцией к уравниванию вероятностей их актуализации. В обобщенной форме это иллюстрируется тем, что если в группе здоровых общее число высоковероятных реакций почти в 3 раза превосходило число реакций маловероятных, то у больных это отношение составляет около единицы.

«Показатели стандартности» больных шизофренией отчетливо снижаются по сравнению с группой здоровых исследуемых.


«Шизофрения, клиника и патогенез»,
под ред. А.В. Снежневского



Исследование показывает, что способность больных шизофренией к отвлечению от многообразных признаков предметов и явлений не отличается от таковой у здоровых лиц. При рассмотрении второго вопроса результаты проведенного нами исследования выявляют существенные отличия больных от здоровых. У больных шизофренией существенно повышается вероятность актуализации и использования ими в процессе, например, обобщения малозначимых, «слабых» свойств предметов, характеризующихся малой…

Данные исследований мышления в общей психологии (Н. А. Менчинская и др.) свидетельствуют о том, что на определенном этапе формирования понятийного мышления детям легче оперировать абстрактными понятиями, чем конкретными. Это связано с меньшей содержательностью абстрактных понятий, что облегчает процесс нахождения, выбора и отвлечения нужных свойств и отношений по сравнению с оперированием «конкретными» понятиями. Возможно, что нарушение…

Известно, что степень неопределенности той или иной ситуации для субъекта зависит от «кода», «алфавита» элементов, системы знаний, с которыми соотносятся те или иные явления, воспринимаемые субъектом. При расширении системы элементов, с которой сличаются поступающие раздражители, при ухудшении организации этой системы (уравнивание вероятностей ее элементов) неопределенность отражаемой ситуации возрастает. Это позволяет думать, что для больных шизофренией…

Изучение закономерностей нарушения психических процессов должно не только дать возможность понять цельный и закономерный характер соответствующей клинической картины, но и способствовать изучению более глубокой патофизиологической сущности этих психопатологических проявлений. Последней цели может служить, по нашему мнению, выявление общего звена, с изменением которого существенно связано нарушение познавательной деятельности больных. Анализ выделенного звена может способствовать ориентировке дальнейших…

При увеличении наличной информации об опознаваемом объекте разница в результатах деятельности больных и здоровых уменьшается. Объяснение такой зависимости заключается в том, что с изменением степени неопределенности ситуации (неполнота наличной информации о стимуле) изменяется удельный вес нарушенного звена в структуре процесса опознания, что и определяет степень изменения данного процесса в целом, проявляясь степенью отличий результатов деятельности…