24 мая 2011

Изображения для опознания (Испытания)

Каждому испытуемому для опознания последовательна предъявлялись семь изображений. Каждое изображение начинало предъявляться с экспозиции, заведомо недостаточной для его идентификации; затем время экспозиции увеличивалось до момента правильного опознания.

В исследовании использовались специально изготовленные диапозитивы с контурными изображениями следующих объектов:

  1. яблока;
  2. серпа, лежащего около стакана;
  3. стула;
  4. электрической лампочки, лежащей на вазе с фруктами;
  5. собаки;
  6. змеи, свисающей с дерева;
  7. перевернутого парохода.

Три изображения (№ 1, 3, 5) являются обычными, часто встречающимися, причем два из них — элементарны (№ 1 и 3), третье — более сложное. Четыре других изображения характеризуются необычностью. Изображения № 2, 4 и 6 в силу необычности сочетания объектов при тахистоскопическом предъявлении оказываются трудно отличимыми от более вероятных в данной комбинации предметов: блюдца, груши и сучка соответственно.

При анализе полученных данных следует отметить, во-первых, что процесс опознания и у здоровых, и у больных изображений № 1 и 3 (обычных с элементарным контуром) отличался от того как происходило опознание остальных изображений.

Эти изображения опознавались почти при минимальном времени экспозиции (среднее время для изображений № 1 и 3 в группе здоровых и в группе больных было равно 0,05 секунды), тогда как время, требовавшееся для опознания других изображений, было во много раз больше. Вовторых, узнавание этих изображений происходило как бы сразу, «с места».

Как правило, до момента правильного опознания исследуемые «ничего не видели», не могли высказать даже никаких предположений, тогда как узнаванию других изображений предшествовали различные предположения.

«Шизофрения, клиника и патогенез»,
под ред. А.В. Снежневского





При увеличении наличной информации об опознаваемом объекте разница в результатах деятельности больных и здоровых уменьшается. Объяснение такой зависимости заключается в том, что с изменением степени неопределенности ситуации (неполнота наличной информации о стимуле) изменяется удельный вес нарушенного звена в структуре процесса опознания, что и определяет степень изменения данного процесса в целом, проявляясь степенью отличий результатов деятельности…

Больные шизофренией, деятельность которых характеризуется ухудшением избирательности, расширением круга привлекаемой из памяти информации и сглаживанием предпочтительности ее актуализации, могут получить в некоторых случаях «выигрыш», испытывая меньшие трудности, чем здоровые люди, при необходимости использовать и привлечь из памяти «латентные», малозначимые на основе прошлого опыта знания. Однако «проигрыш» неизмеримо больше, так как в подавляющем большинстве каждодневных ситуаций…

Попытки объяснить результаты особенностями целенаправленности больных привели бы к выводу о том, что целенаправленность больных такова, что она то ухудшает результаты их деятельности, то не влияет на них, то даже улучшает. С точки зрения особенностей эмоций (наиболее распространены попытки связать нарушения познавательной деятельности с «безразличием», отсутствием или изменением «отношения» больных шизофренией) пришлось бы признать, что…

Выявленная нами закономерность нарушения познавательных процессов позволяет понять, почему при определенном круге экспериментов могла возникнуть фактическая возможность трактовать полученные данные как результат «нарушения межперсональных отношений» (Cameron и др.) или как следствие нарушения «фильтрации поступающей информации» (Chapman, Payne и др.). Выявленные исследованием новые фактические характеристики особенностей познавательных процессов при шизофрении и более общая закономерность их нарушения…

Экспериментальные данные свидетельствуют о нарушении влияния прошлого опыта на актуальную деятельность больных шизофренией. Однако полученные результаты показывают, что дело не в «разобщении», не в отрыве вообще опыта прошлого от настоящего, а в изменении определенной роли прошлого опыта, в ослаблении влияния прошлого опыта на избирательность актуализируемых знаний, используемых в процессе той или иной деятельности. Необычность шизофренического…