24 мая 2011

Шестая серия экспериментов

В шестой серии экспериментов использовалась задача типа «головоломки». Исследуемым предлагали сложенную из 12 спичек фигуру, имеющую вид креста, площадь которой равна пяти спичечным квадратам. Требовалось из этого количества спичек построить такую фигуру, площадь которой была бы на один квадрат меньше. Формулировка задачи и очертания исходной фигуры толкают на ложный путь, который не может привести к успеху, — попытаться сложить меньшую фигуру, но «конструируемую» тоже из квадратов.

Для решения задачи требовалось отказаться от попыток представить площадь в виде квадратов и построить фигуру в форме треугольника. Эта задача, где не прошлый опыт, а особенности наличной ситуации влияли затрудняющим образом на нахождение нужного отношения, оказалась одинаково трудной для больных и здоровых. Разницы в результатах деятельности тех и других исследуемых не выявлено.

Результаты исследования различных видов мыслительной деятельности больных шизофренией свидетельствуют о наличии тесной связи между нарушением мышления и особенностями актуализации знаний у этих больных. Те виды мыслительной деятельности, в структуре которых существенную роль играет актуализация знаний на основе прошлого опыта, у больных шизофренией оказываются нарушенными. В то же время выполнение мыслительных задач, мало зависящих от актуализации знаний на основе прошлого опыта, осуществляется больными шизофренией без какихлибо заметных нарушений.

Связь между нарушением мышления и особенностями актуализации знаний проявляется независимо от уровня сложности и других характеристик выполняемой деятельности. Она выражена и при исследовании выполнения больными более простых задач на сравнение, классификацию предметов и явлений, так же как и более сложных, так называемых проблемных задач.

Полученные данные свидетельствуют (более прямо при анализе выполнения задач на сравнение и классификацию, косвенно при анализе решения «проблемных» задач) о нарушении у больных шизофренией избирательности при актуализации знаний о свойствах и отношениях предметов на основе прошлого опыта.

Если для здоровых исследуемых в этих условиях характерны ограничение круга привлекаемых знаний и предпочтительность (избирательность) их актуализации на основе прошлого опыта (прежде всего такого его фактора, как социальная «значимость»), то для больных закономерны расширение круга актуализируемых знаний и сглаживание предпочтительности, уравнивание вероятностей их актуализации.

В процессе мыслительной деятельности у них актуализируется (привлекается) гораздо больше, чем у здоровых, малозначимых, латентных (по прошлому опыту) свойств и отношений предметов и возрастает вероятность их актуализации по сравнению со здоровыми испытуемыми.

Одновременно с выявлением зависимости нарушения мышления от изменения актуализации знаний исследование позволило выявить и поставить в связь с этой закономерностью ряд характерных особенностей мыслительной деятельности больнмх шизофренией.

В процессе выполнения больными шизофренией задач, требующих сравнения, классификации предметов и явлений, проявилась «причудливость», «странность», «необычность» обобщений, совершаемых ими. Результаты исследования дают возможность проанализировать это «искажение» (как характеризует данную особенность Б. В. Зейгарник) процесса обобщения. Экспериментальные данные показывают, что впечатление «причудливости», «странности» обобщений больных создается тем, что наряду с обобщениями, группировками предметов, аналогичными создаваемым здоровыми людьми, они совершают большое количество обобщений (группировок), не наблюдаемых (или крайне редко встречающихся) у здоровых лиц.

Особенностью этих обобщений больных является их «правильность» с формальнологической стороны. Это не синкретизмы и не комплексные группировки. Они создаются на основе нахождения общего для всех объединяемых предметов и объективно имеющегося у них свойства. Однако все дело в том, что этими свойствами, кладущимися в основу обобщений, оказываются малозначимые, латентные, «слабые» по прошлому опыту свойства предметов, вероятность актуализации которых у здоровых людей очень мала.

С другой стороны, эта особенность процесса обобщения больных шизофренией может создавать впечатление «большей абстрактности» их мышления. Поводом для такого впечатления может явиться отмеченная выше способность больных легче (чаще, быстрее), чем здоровые люди, находить сходство между весьма разнородными, «далекими» друг от друга объектами и обобщать их на этой основе.

«Шизофрения, клиника и патогенез»,
под ред. А.В. Снежневского



Исследование показывает, что способность больных шизофренией к отвлечению от многообразных признаков предметов и явлений не отличается от таковой у здоровых лиц. При рассмотрении второго вопроса результаты проведенного нами исследования выявляют существенные отличия больных от здоровых. У больных шизофренией существенно повышается вероятность актуализации и использования ими в процессе, например, обобщения малозначимых, «слабых» свойств предметов, характеризующихся малой…

Данные исследований мышления в общей психологии (Н. А. Менчинская и др.) свидетельствуют о том, что на определенном этапе формирования понятийного мышления детям легче оперировать абстрактными понятиями, чем конкретными. Это связано с меньшей содержательностью абстрактных понятий, что облегчает процесс нахождения, выбора и отвлечения нужных свойств и отношений по сравнению с оперированием «конкретными» понятиями. Возможно, что нарушение…

Известно, что степень неопределенности той или иной ситуации для субъекта зависит от «кода», «алфавита» элементов, системы знаний, с которыми соотносятся те или иные явления, воспринимаемые субъектом. При расширении системы элементов, с которой сличаются поступающие раздражители, при ухудшении организации этой системы (уравнивание вероятностей ее элементов) неопределенность отражаемой ситуации возрастает. Это позволяет думать, что для больных шизофренией…

Изучение закономерностей нарушения психических процессов должно не только дать возможность понять цельный и закономерный характер соответствующей клинической картины, но и способствовать изучению более глубокой патофизиологической сущности этих психопатологических проявлений. Последней цели может служить, по нашему мнению, выявление общего звена, с изменением которого существенно связано нарушение познавательной деятельности больных. Анализ выделенного звена может способствовать ориентировке дальнейших…

При увеличении наличной информации об опознаваемом объекте разница в результатах деятельности больных и здоровых уменьшается. Объяснение такой зависимости заключается в том, что с изменением степени неопределенности ситуации (неполнота наличной информации о стимуле) изменяется удельный вес нарушенного звена в структуре процесса опознания, что и определяет степень изменения данного процесса в целом, проявляясь степенью отличий результатов деятельности…