25 мая 2011

Степень неопределенности той или иной ситуации для субъекта

Известно, что степень неопределенности той или иной ситуации для субъекта зависит от «кода», «алфавита» элементов, системы знаний, с которыми соотносятся те или иные явления, воспринимаемые субъектом. При расширении системы элементов, с которой сличаются поступающие раздражители, при ухудшении организации этой системы (уравнивание вероятностей ее элементов) неопределенность отражаемой ситуации возрастает.

Это позволяет думать, что для больных шизофренией в связи с ухудшением избирательности системы привлекаемых из памяти сведений (используемых в процессах восприятия) окружающая среда, события внешнего мира в информационном плане оказываются более неопределенными, более многозначными, чем для здоровых людей.

Возможно, что именно это возрастание информационной неопределенности (энтропии) окружающего мира для больных находит отражение в таких типичных для них (в начале болезни) жалобах, как «необъяснимое» чувство изменения восприятия, когда мир в своей предметной отнесенности остается тем же, но воспринимается «както не так, как раньше», «менее четко», «как сквозь стекло» и т. п.

Возможно, с этим связано ослабление так называемого чувства реальности при шизофрении.

В более обобщенной форме все своеобразие и «непонятность» психопатологических особенностей слабоумия при шизофрении выразилось в вопросе слабоумие ли это? Ответить, оказывается, не так легко. Одни авторы считают, что это слабоумие, но особое. По мнению многих других, при шизофрении имеет место не слабоумие, а мышление по иному, «инакомыслие». Другими словами, мышление не снижено, а искажено. Этот спор является отражением объективной сложности и своеобразия мозгового поражения при шизофреническом слабоумии.

Он не может быть решен путем только феноменологического анализа, а требует конкретного изучения закономерностей мозговых, в частности познавательных процессов, соответствующих этой психопатологической картине.

В этом смысле наши результаты помогают понять объективную трудность клинического определения этой картины как слабоумия. Трудность обусловлена тем, что нарушение познавательной деятельности в данном случае связано, как это следует из выводов исследования, не с «выпадением», ущербом какой-либо функции, а с закономерной перестройкой протекания познавательных процессов. Между тем клинические определения слабоумия основываются в первую очередь на представлениях об «убыли», «выпадении».

Как показывает проведенное сопоставление результатов экспериментального исследования с клиническими данными, выявленные закономерности нарушения познавательных процессов дают возможность не только по-новому подойти к пониманию многих психопатологических проявлений, но на единой основе объединить и раскрыть внутреннюю связь весьма широкого круга разнообразных клинических характеристик, отражающих своеобразие шизофренического слабоумия.

Результаты такого сопоставления с особенностями клиники больных шизофренией в свою очередь служат подтверждением выводов, сделанных из экспериментальных данных.


«Шизофрения, клиника и патогенез»,
под ред. А.В. Снежневского





При увеличении наличной информации об опознаваемом объекте разница в результатах деятельности больных и здоровых уменьшается. Объяснение такой зависимости заключается в том, что с изменением степени неопределенности ситуации (неполнота наличной информации о стимуле) изменяется удельный вес нарушенного звена в структуре процесса опознания, что и определяет степень изменения данного процесса в целом, проявляясь степенью отличий результатов деятельности…

Больные шизофренией, деятельность которых характеризуется ухудшением избирательности, расширением круга привлекаемой из памяти информации и сглаживанием предпочтительности ее актуализации, могут получить в некоторых случаях «выигрыш», испытывая меньшие трудности, чем здоровые люди, при необходимости использовать и привлечь из памяти «латентные», малозначимые на основе прошлого опыта знания. Однако «проигрыш» неизмеримо больше, так как в подавляющем большинстве каждодневных ситуаций…

Попытки объяснить результаты особенностями целенаправленности больных привели бы к выводу о том, что целенаправленность больных такова, что она то ухудшает результаты их деятельности, то не влияет на них, то даже улучшает. С точки зрения особенностей эмоций (наиболее распространены попытки связать нарушения познавательной деятельности с «безразличием», отсутствием или изменением «отношения» больных шизофренией) пришлось бы признать, что…

Выявленная нами закономерность нарушения познавательных процессов позволяет понять, почему при определенном круге экспериментов могла возникнуть фактическая возможность трактовать полученные данные как результат «нарушения межперсональных отношений» (Cameron и др.) или как следствие нарушения «фильтрации поступающей информации» (Chapman, Payne и др.). Выявленные исследованием новые фактические характеристики особенностей познавательных процессов при шизофрении и более общая закономерность их нарушения…

Экспериментальные данные свидетельствуют о нарушении влияния прошлого опыта на актуальную деятельность больных шизофренией. Однако полученные результаты показывают, что дело не в «разобщении», не в отрыве вообще опыта прошлого от настоящего, а в изменении определенной роли прошлого опыта, в ослаблении влияния прошлого опыта на избирательность актуализируемых знаний, используемых в процессе той или иной деятельности. Необычность шизофренического…