25 мая 2011

Способность больных шизофренией к отвлечению от многообразных признаков предметов и явлений

Исследование показывает, что способность больных шизофренией к отвлечению от многообразных признаков предметов и явлений не отличается от таковой у здоровых лиц.

При рассмотрении второго вопроса результаты проведенного нами исследования выявляют существенные отличия больных от здоровых. У больных шизофренией существенно повышается вероятность актуализации и использования ими в процессе, например, обобщения малозначимых, «слабых» свойств предметов, характеризующихся малой вероятностью их актуализации, «латентностью» у здоровых людей.

Очевидно, что расширение у больных шизофренией за этот счет круга свойств, которые могут быть использованы для обобщения, в ряде случаев может облегчить им по сравнению со здоровыми нахождение общих признаков у тех или иных объектов и совершение на основе этих признаков обобщений, правильных с точки зрения формальнологической, но не соответствующих реальной человеческой практике.

Данные экспериментов как раз свидетельствуют о таком «преимуществе» больных перед здоровыми при необходимости сравнения, например, очень разнородных, далеких друг от друга предметов и явлений, что может создать впечатление «большей абстрактности» их мышления по сравнению со здоровыми.

Результаты проведенного исследования позволяют считать, что сама проблема «абстрактности — конкретности» шизофренического мышления, возникнув в связи с определенными особенностями мыслительной деятельности больных, является результатом неправильной постановки вопроса, как научной проблемы.

От этой стороны проблемы «абстрактности» мышления больных шизофренией, от вопроса об их способности к абстракции вообще следует отличать их склонность к мышлению в абстрактном плане, склонность к оперированию абстрактными понятиями.

«Шизофрения, клиника и патогенез»,
под ред. А.В. Снежневского





Данные исследований мышления в общей психологии (Н. А. Менчинская и др.) свидетельствуют о том, что на определенном этапе формирования понятийного мышления детям легче оперировать абстрактными понятиями, чем конкретными. Это связано с меньшей содержательностью абстрактных понятий, что облегчает процесс нахождения, выбора и отвлечения нужных свойств и отношений по сравнению с оперированием «конкретными» понятиями. Возможно, что нарушение…

Известно, что степень неопределенности той или иной ситуации для субъекта зависит от «кода», «алфавита» элементов, системы знаний, с которыми соотносятся те или иные явления, воспринимаемые субъектом. При расширении системы элементов, с которой сличаются поступающие раздражители, при ухудшении организации этой системы (уравнивание вероятностей ее элементов) неопределенность отражаемой ситуации возрастает. Это позволяет думать, что для больных шизофренией…

Изучение закономерностей нарушения психических процессов должно не только дать возможность понять цельный и закономерный характер соответствующей клинической картины, но и способствовать изучению более глубокой патофизиологической сущности этих психопатологических проявлений. Последней цели может служить, по нашему мнению, выявление общего звена, с изменением которого существенно связано нарушение познавательной деятельности больных. Анализ выделенного звена может способствовать ориентировке дальнейших…

При увеличении наличной информации об опознаваемом объекте разница в результатах деятельности больных и здоровых уменьшается. Объяснение такой зависимости заключается в том, что с изменением степени неопределенности ситуации (неполнота наличной информации о стимуле) изменяется удельный вес нарушенного звена в структуре процесса опознания, что и определяет степень изменения данного процесса в целом, проявляясь степенью отличий результатов деятельности…

Больные шизофренией, деятельность которых характеризуется ухудшением избирательности, расширением круга привлекаемой из памяти информации и сглаживанием предпочтительности ее актуализации, могут получить в некоторых случаях «выигрыш», испытывая меньшие трудности, чем здоровые люди, при необходимости использовать и привлечь из памяти «латентные», малозначимые на основе прошлого опыта знания. Однако «проигрыш» неизмеримо больше, так как в подавляющем большинстве каждодневных ситуаций…