Высшая нервная деятельность

Речь — это способность произносить и понимать слова и фразы, осмысливать их, соединяя с определенными понятиями. Со звуковой речью тесно связана грамотность — умение читать и писать. Речь и грамотность являются главным средством общения между людьми, основой логически-смыслового мышления. И. П. Павлов писал: «Речь есть вторые сигналы, сигналы сигналов. Они представляют собой отвлечение от действительности…

Поражение сенсорного центра речи приводит обычно к некоторым нарушениям и других речевых функций, прежде всего чтения. Клинические варианты сенсорной афазии чрезвычайно разнообразны — от полной неспособности понимать простые слова и предложения до очень небольших расстройств, проявляющихся в невозможности уловить какой-либо тонкий нюанс речи, дифференцировать трудноразличимые по смыслу фразы. Если сенсорная афазия не сопровождается выраженными расстройствами…

Алексия (от греч. lexis — слово) — нарушение чтения и понимания прочитанного вследствие поражения центра хранения письменных образов речи. Развивается при очагах в задненижних отделах теменной области (угловая извилина, поле 39). Алексия часто сочетается с сенсорной афазией. Клинические варианты алексии разнообразны — от полной невозможности читать и понимать прочитанное до легких нарушений, проявляющихся в пропуске…

Апраксин (от греч. praxis — действие) — нарушение движений бытового или профессионального характера вследствие поражения коркового центра сложных автоматизмов. Больные не могут застегнуть пуговицы, причесаться, есть ложкой, зажечь спичку и т. д., хотя у них нет пареза, гиперкинеза, атаксии или сенсорной афазии, препятствующих выполнению или пониманию задания. При этом нарушается последовательность действий, появляются ненужные лишние…

Агнозия (от греч. gnosis — знание) — нарушение процессов узнавания при сохранности или очень небольшом изменении воспринимающей функции органов чувств. Гнозис тесно связан с памятью. Различают несколько видов агнозий: зрительную, слуховую, тактильную, агнозии запахов, вкуса. Зрительная агнозия («душевная слепота») — это нарушение узнавания знакомых больному предметов и вещей, хотя он сохраняет зрение и видит эти…

Агнозия запахов — нарушение узнавания пахучих веществ (одеколона, чая, кофе, керосина и др.) по характерному для каждого из них запаху при сохранности обоняния. Больной чувствует наличие какого-то запаха, но не может его опознать. Возникает в случае локализации очага в глубинных отделах височной доли (парагиппокампальная извилина, поля 28, 34). Агнозия вкуса — потеря способности распознавать знакомые…

Гностические расстройства затрудняют ориентировку в окружающей среде, тем более что они обычно в той или иной мере сочетаются с другими нарушениями корковых функций (речи, праксий, памяти, внимания, счета, письма, чтения). Итак, в познании законов высшей нервной деятельности в последние десятилетия достигнуты большие успехи. Установлено, что самые сложные нервно-психические процессы (речь, запоминание, праксий, гнозии, мышление, творчество)…

Имеется некоторая функциональная асимметрия полушарий: левое полушарие доминирует в осуществлении речевых функций, письма, чтения, логически-смыслового абстрактного мышления, сложных целенаправленных движений (праксий); правое — в осуществлении пространственно-образного мышления и узнавания окружающих нас предметов (гнозиса). Различные типы расстройств высшей нервной деятельности отмечаются у больных с локальными и более распространенными поражениями головного мозга (нарушения мозгового кровообращения, опухоли, абсцессы,…

Второй (более высокий) уровень организации психических процессов — это кора большого мозга (зона зрительного, слухового, кожного, вкусового и обонятельного анализаторов), необычно развитая у человека. В этих филогенетически новых областях сосредоточивается получение, переработка и сохранение информации, поступающей в нервную систему из внешней среды. В составе коркового конца каждого анализатора наряду с первичной (проекционной) зоной, где оканчивается…

Расстройства кратковременной памяти проявляются затруднением запоминания чисел, слов, фраз, имен и всех текущих событий — больной не знает времени проведения лечебных процедур, фамилию и имя врача или медсестры, не может найти свою палату и т. д. (так называемый корсаковский синдром). Развивается этот синдром чаще всего при поражении различных уровней ретикулярной формации. В случаях, когда расстроена…

Нарушение счета (сложение, вычитание, умножение, деление) выявляется чаще всего при очагах в теменной доле левого полушария большого мозга, где, по-видимому, сосредоточена разрядная структура числа. Поражение левой височной доли иногда приводит к избирательному нарушению устного счета при сохранении способности к сложению и вычитанию на бумаге. Третий (самый высокий) уровень нервно-психических процессов связан с передними отделами мозга,…

Подкорка является источником энергии для всей высшей нервной деятельности, а кора играет роль регулятора по отношению к этой слепой силе, тонко направляя и сдерживая ее». Основу всей высшей нервной деятельности составляют электрохимические процессы. Под воздействием нервных импульсов (информативных сигналов, поступающих от органов чувств) в структуре клеток мозга (белки, нуклеиновые кислоты) наступают определенные изменения. Наиболее вероятный…