30 апреля 2009

Апраксия. Агнозия

Апраксин (от греч. praxis — действие) — нарушение движений бытового или профессионального характера вследствие поражения коркового центра сложных автоматизмов. Больные не могут застегнуть пуговицы, причесаться, есть ложкой, зажечь спичку и т. д., хотя у них нет пареза, гиперкинеза, атаксии или сенсорной афазии, препятствующих выполнению или пониманию задания. При этом нарушается последовательность действий, появляются ненужные лишние движения (парапраксии) или больной застревает на каком-либо движении (персеверация).

Патологические изменения целенаправленных действований (собственно апраксия) часто сочетаются с элементами нарушения узнавания окружающего и понимания речи, т. е. гностическими и афатическими расстройствами. При патоморфологическом исследовании обнаруживают очаги в нижней теменной доле (поля 39 — 40).

В клинической практике принято различать три вида апраксии: моторную, идеаторную и конструктивную. При моторной апраксии расстроены целенаправленные движения и по устному приказу и по подражанию. Эти нарушения могут ограничиваться половиной тела или одной конечностью. Подсказка действием, т. е. показ, как выполнить то или иное движение, помогает мало (поэтому ее иногда называют «апраксией выполнения»). Для идеаторной апраксии характерно расстройство движений по устному приказу при сохранении действий по подражанию.

Нарушается восполнение целенаправленного движения, вследствие выпадения его словестного образа (отсюда термин «апраксия замысла»). Идеаторная апраксия всегда является двусторонней. Конструктивная апраксия — это особый вид нарушения движений, когда больной не в состоянии сконструировать целое из частей — какую-либо фигуру из спичек, палочек, кубиков, не может расположить в должном порядке буквы, цифры и т. д. Поражение затылочной области на стыке с теменной проявляется конструктивно-пространственной апраксиеи и нарушением пространственных отношений. Больные не могут показать, где на циферблате часов должны находиться цифры 12, 6, 3, не в состоянии начертить план комнаты, определить на бумаге место Ленинграда или Владивостока относительно Москвы и т. п.

Наблюдаются различные варианты этого синдрома — от выраженных до едва заметных расстройств сложных движений. Апраксин встречается в клинической практике реже, чем афазия.

«Нервные болезни», Ю.С. Мартынов





Агнозия (от греч. gnosis — знание) — нарушение процессов узнавания при сохранности или очень небольшом изменении воспринимающей функции органов чувств. Гнозис тесно связан с памятью. Различают несколько видов агнозий: зрительную, слуховую, тактильную, агнозии запахов, вкуса. Зрительная агнозия («душевная слепота») — это нарушение узнавания знакомых больному предметов и вещей, хотя он сохраняет зрение и видит эти…

Агнозия запахов — нарушение узнавания пахучих веществ (одеколона, чая, кофе, керосина и др.) по характерному для каждого из них запаху при сохранности обоняния. Больной чувствует наличие какого-то запаха, но не может его опознать. Возникает в случае локализации очага в глубинных отделах височной доли (парагиппокампальная извилина, поля 28, 34). Агнозия вкуса — потеря способности распознавать знакомые…

Гностические расстройства затрудняют ориентировку в окружающей среде, тем более что они обычно в той или иной мере сочетаются с другими нарушениями корковых функций (речи, праксий, памяти, внимания, счета, письма, чтения). Итак, в познании законов высшей нервной деятельности в последние десятилетия достигнуты большие успехи. Установлено, что самые сложные нервно-психические процессы (речь, запоминание, праксий, гнозии, мышление, творчество)…

Имеется некоторая функциональная асимметрия полушарий: левое полушарие доминирует в осуществлении речевых функций, письма, чтения, логически-смыслового абстрактного мышления, сложных целенаправленных движений (праксий); правое — в осуществлении пространственно-образного мышления и узнавания окружающих нас предметов (гнозиса). Различные типы расстройств высшей нервной деятельности отмечаются у больных с локальными и более распространенными поражениями головного мозга (нарушения мозгового кровообращения, опухоли, абсцессы,…

Речь — это способность произносить и понимать слова и фразы, осмысливать их, соединяя с определенными понятиями. Со звуковой речью тесно связана грамотность — умение читать и писать. Речь и грамотность являются главным средством общения между людьми, основой логически-смыслового мышления. И. П. Павлов писал: «Речь есть вторые сигналы, сигналы сигналов. Они представляют собой отвлечение от действительности…