30 апреля 2009

Функциональная асимметрия полушарий

Имеется некоторая функциональная асимметрия полушарий: левое полушарие доминирует в осуществлении речевых функций, письма, чтения, логически-смыслового абстрактного мышления, сложных целенаправленных движений (праксий); правое — в осуществлении пространственно-образного мышления и узнавания окружающих нас предметов (гнозиса).

Различные типы расстройств высшей нервной деятельности отмечаются у больных с локальными и более распространенными поражениями головного мозга (нарушения мозгового кровообращения, опухоли, абсцессы, церебральный арахноидит, интоксикации, атрофические процессы). Клинический анализ этих расстройств помогает в решении диагностических и дифференциально-диагностических вопросов, в установлении локализации очага поражения, распознавании патогенеза заболевания и т. д.

Так, развитие тотальной афазии наблюдается чаще при большом очаге ишемического размягчения мозга и массивном латеральном кровоизлиянии в мозг, локальные формы речевых нарушений (моторная или сенсорная афазия, аграфия, алексия) — при корковых ограниченных размягчениях мозга. Восстановление речи в случае благоприятного исхода может идти по-разному — при кровоизлиянии более быстрым темпом и полнее, чем при размягчении.

Это объясняется тем, что кровоизлияние чаще развивается в глубине больших полушарий, и речь у таких больных страдает в результате сдавления и отека коры (симптом на расстоянии).

Для восстановления речевых, гностических и других нарушений необходима нервно-психическая реабилитация, иногда в течение длительного времени. Компенсаторные возможности мозга достаточно велики, и у многих больных (особенно лиц молодого возраста) удается за счет внутрисистемных перестроек заново сформировать утраченную функцию. У людей, владеющих несколькими языками, как правило, раньше и в большем объеме восстанавливаются возможности общения на родном языке. Нарушения памяти (вследствие атеросклероза, травм черепа и т. д.) можно несколько уменьшить назначением повторных курсов стимулирующей терапии (ноотропил, аминалон, церебролизин, витамины B1, B6, С) и систематическими упражнениями по запоминанию и воспроизведению текста и чисел.

«Нервные болезни», Ю.С. Мартынов



Апраксин (от греч. praxis — действие) — нарушение движений бытового или профессионального характера вследствие поражения коркового центра сложных автоматизмов. Больные не могут застегнуть пуговицы, причесаться, есть ложкой, зажечь спичку и т. д., хотя у них нет пареза, гиперкинеза, атаксии или сенсорной афазии, препятствующих выполнению или пониманию задания. При этом нарушается последовательность действий, появляются ненужные лишние…

Агнозия (от греч. gnosis — знание) — нарушение процессов узнавания при сохранности или очень небольшом изменении воспринимающей функции органов чувств. Гнозис тесно связан с памятью. Различают несколько видов агнозий: зрительную, слуховую, тактильную, агнозии запахов, вкуса. Зрительная агнозия («душевная слепота») — это нарушение узнавания знакомых больному предметов и вещей, хотя он сохраняет зрение и видит эти…

Агнозия запахов — нарушение узнавания пахучих веществ (одеколона, чая, кофе, керосина и др.) по характерному для каждого из них запаху при сохранности обоняния. Больной чувствует наличие какого-то запаха, но не может его опознать. Возникает в случае локализации очага в глубинных отделах височной доли (парагиппокампальная извилина, поля 28, 34). Агнозия вкуса — потеря способности распознавать знакомые…

Гностические расстройства затрудняют ориентировку в окружающей среде, тем более что они обычно в той или иной мере сочетаются с другими нарушениями корковых функций (речи, праксий, памяти, внимания, счета, письма, чтения). Итак, в познании законов высшей нервной деятельности в последние десятилетия достигнуты большие успехи. Установлено, что самые сложные нервно-психические процессы (речь, запоминание, праксий, гнозии, мышление, творчество)…

Речь — это способность произносить и понимать слова и фразы, осмысливать их, соединяя с определенными понятиями. Со звуковой речью тесно связана грамотность — умение читать и писать. Речь и грамотность являются главным средством общения между людьми, основой логически-смыслового мышления. И. П. Павлов писал: «Речь есть вторые сигналы, сигналы сигналов. Они представляют собой отвлечение от действительности…