30 апреля 2009

Поражение сенсорного центра речи

Поражение сенсорного центра речи приводит обычно к некоторым нарушениям и других речевых функций, прежде всего чтения. Клинические варианты сенсорной афазии чрезвычайно разнообразны — от полной неспособности понимать простые слова и предложения до очень небольших расстройств, проявляющихся в невозможности уловить какой-либо тонкий нюанс речи, дифференцировать трудноразличимые по смыслу фразы. Если сенсорная афазия не сопровождается выраженными расстройствами моторной речи, то появляется характерный клинический признак излишняя многоречивость.

Вследствие выпадения контроля над собственной речью она становится дефектной: больные охотно заменяют слова не по смысловому, а по слуховому сходству (вербальная парафазия) или иногда заменяют буквы в слове (литеральная парафазия), могут быть персеверации (стандартный ответ одним и тем же словом на различные по смыслу вопросы). Эти нарушения в структуре слова и предложения делают речь труднопонимаемой для окружающих («винегрет» из слов).

Моторная афазия — нарушение устной речи вследствие поражения коркового центра хранения речедвигательных автоматизмов. Она развивается при поражении нижних отделов левой лобной доли у правшей (поля 44, 45). Моторный центр речи впервые описал французский врач П. Брока в 1861 г. Он тесно связан с двигательными центрами передней центральной извилины, обеспечивающими движения губ, языка, голосовых связок.

У страдающих моторной афазией обычно расстраивается также функция письма, в меньшей степени — понимание речи и чтение. В клинической практике относительно редко встречаются больные с изолированной (чистой) моторной афазией. Иногда при моторной афазии могут быть парафазии — литеральная, реже вербальная. Больных с дефектом моторной речи характеризует молчаливость, они неохотно вступают в разговор, отвечают односложно.

«Нервные болезни», Ю.С. Мартынов



Гностические расстройства затрудняют ориентировку в окружающей среде, тем более что они обычно в той или иной мере сочетаются с другими нарушениями корковых функций (речи, праксий, памяти, внимания, счета, письма, чтения). Итак, в познании законов высшей нервной деятельности в последние десятилетия достигнуты большие успехи. Установлено, что самые сложные нервно-психические процессы (речь, запоминание, праксий, гнозии, мышление, творчество)…

Имеется некоторая функциональная асимметрия полушарий: левое полушарие доминирует в осуществлении речевых функций, письма, чтения, логически-смыслового абстрактного мышления, сложных целенаправленных движений (праксий); правое — в осуществлении пространственно-образного мышления и узнавания окружающих нас предметов (гнозиса). Различные типы расстройств высшей нервной деятельности отмечаются у больных с локальными и более распространенными поражениями головного мозга (нарушения мозгового кровообращения, опухоли, абсцессы,…

Речь — это способность произносить и понимать слова и фразы, осмысливать их, соединяя с определенными понятиями. Со звуковой речью тесно связана грамотность — умение читать и писать. Речь и грамотность являются главным средством общения между людьми, основой логически-смыслового мышления. И. П. Павлов писал: «Речь есть вторые сигналы, сигналы сигналов. Они представляют собой отвлечение от действительности…

Алексия (от греч. lexis — слово) — нарушение чтения и понимания прочитанного вследствие поражения центра хранения письменных образов речи. Развивается при очагах в задненижних отделах теменной области (угловая извилина, поле 39). Алексия часто сочетается с сенсорной афазией. Клинические варианты алексии разнообразны — от полной невозможности читать и понимать прочитанное до легких нарушений, проявляющихся в пропуске…

Апраксин (от греч. praxis — действие) — нарушение движений бытового или профессионального характера вследствие поражения коркового центра сложных автоматизмов. Больные не могут застегнуть пуговицы, причесаться, есть ложкой, зажечь спичку и т. д., хотя у них нет пареза, гиперкинеза, атаксии или сенсорной афазии, препятствующих выполнению или пониманию задания. При этом нарушается последовательность действий, появляются ненужные лишние…