30 апреля 2009

Афазия. Алексия. Аграфия.

Речь — это способность произносить и понимать слова и фразы, осмысливать их, соединяя с определенными понятиями. Со звуковой речью тесно связана грамотность — умение читать и писать. Речь и грамотность являются главным средством общения между людьми, основой логически-смыслового мышления.

И. П. Павлов писал: «Речь есть вторые сигналы, сигналы сигналов. Они представляют собой отвлечение от действительности и допускают обобщение, что и составляет наше лишнее специфично человеческое, высшее мышление, создающее сперва общечеловеческий эмпиризм, а наконец и науку-орудие высшей ориентировки человека в окружающем мире и в себе самом».

Афазия (от греч. phasis — речь) — нарушение речи вследствие поражения корковых центров анализа и синтеза слов. Хотя речь — интегративная функция всего мозга человека, клинико-анатомические параллели свидетельствуют о существовании определенных областей в коре, при поражении которых закономерно развиваются речевые расстройства-сенсорная, моторная и амнестическая афазия, а также нарушения навыков грамотности — чтения (алексия) и письма (аграфия). Центры речи, чтения и письма формируются у человека в пределах одного полушария большого мозга — левого у правшей, правого — у левшей.

Сенсорная афазия заключается в нарушении понимания устной речи вследствие поражения коркового центра звуковых образов слов. Больной слышит обращенную к нему речь, но не в состоянии понять ее смысл. Возникает сенсорная афазия при поражении височной области — задних отделов верхней височной извилины (поле 22). Этот вид речевых расстройств впервые почти одновременно описали К. Вернике и А. Я. Кожевников (1874).

«Нервные болезни», Ю.С. Мартынов



Апраксин (от греч. praxis — действие) — нарушение движений бытового или профессионального характера вследствие поражения коркового центра сложных автоматизмов. Больные не могут застегнуть пуговицы, причесаться, есть ложкой, зажечь спичку и т. д., хотя у них нет пареза, гиперкинеза, атаксии или сенсорной афазии, препятствующих выполнению или пониманию задания. При этом нарушается последовательность действий, появляются ненужные лишние…

Агнозия (от греч. gnosis — знание) — нарушение процессов узнавания при сохранности или очень небольшом изменении воспринимающей функции органов чувств. Гнозис тесно связан с памятью. Различают несколько видов агнозий: зрительную, слуховую, тактильную, агнозии запахов, вкуса. Зрительная агнозия («душевная слепота») — это нарушение узнавания знакомых больному предметов и вещей, хотя он сохраняет зрение и видит эти…

Агнозия запахов — нарушение узнавания пахучих веществ (одеколона, чая, кофе, керосина и др.) по характерному для каждого из них запаху при сохранности обоняния. Больной чувствует наличие какого-то запаха, но не может его опознать. Возникает в случае локализации очага в глубинных отделах височной доли (парагиппокампальная извилина, поля 28, 34). Агнозия вкуса — потеря способности распознавать знакомые…

Гностические расстройства затрудняют ориентировку в окружающей среде, тем более что они обычно в той или иной мере сочетаются с другими нарушениями корковых функций (речи, праксий, памяти, внимания, счета, письма, чтения). Итак, в познании законов высшей нервной деятельности в последние десятилетия достигнуты большие успехи. Установлено, что самые сложные нервно-психические процессы (речь, запоминание, праксий, гнозии, мышление, творчество)…

Имеется некоторая функциональная асимметрия полушарий: левое полушарие доминирует в осуществлении речевых функций, письма, чтения, логически-смыслового абстрактного мышления, сложных целенаправленных движений (праксий); правое — в осуществлении пространственно-образного мышления и узнавания окружающих нас предметов (гнозиса). Различные типы расстройств высшей нервной деятельности отмечаются у больных с локальными и более распространенными поражениями головного мозга (нарушения мозгового кровообращения, опухоли, абсцессы,…