29 апреля 2009

Три ряда клеток в коре

В коре различают три ряда клеток: звездчатые, веретенообразные и пирамидные. Особенно богата кора звездчатыми клетками с короткими, не выходящими за пределы коры аксонами. В сложных процессах психической деятельности им отводится особая роль. Вместе с тем клетки коры большого мозга менее специализированы по сравнению с другими нервными клетками, что создает благоприятные условия для их объединения в различные функциональные системы.

Участвуют в нервно-психической деятельности и клетки глии: во время активной работы нейронов они могут отдавать им часть своих нуклеиновых кислот.

Известно, что число нейронов после рождения не меняется (нервные клетки лишены способности к делению), поэтому приобретение навыков связано как с внутриклеточными изменениями, так и с установлением новых связей между нейронами и группами нейронов. Творческий потенциал мозга очень велик и в практической деятельности человека используется далеко не полностью. Путем специальных упражнений и тренировок можно достичь необычно высоких результатов в запоминании слов и текста, математических вычислениях, контроле над вегетативными функциями (частота пульса, уровень артериального давления и др.).

В пожилом и старческом возрасте вследствие необратимой гибели нервных клеток обычно несколько снижается внимание, память на текущие события, быстрота переключения и схватывания нового. Но вместе с тем накапливается жизненный и профессиональный опыт, возрастает способность к принятию правильных решений в сложной ситуации; нередко более свободными и точными становятся речевые обобщения.

«Нервные болезни», Ю.С. Мартынов



Речь — это способность произносить и понимать слова и фразы, осмысливать их, соединяя с определенными понятиями. Со звуковой речью тесно связана грамотность — умение читать и писать. Речь и грамотность являются главным средством общения между людьми, основой логически-смыслового мышления. И. П. Павлов писал: «Речь есть вторые сигналы, сигналы сигналов. Они представляют собой отвлечение от действительности…

Поражение сенсорного центра речи приводит обычно к некоторым нарушениям и других речевых функций, прежде всего чтения. Клинические варианты сенсорной афазии чрезвычайно разнообразны — от полной неспособности понимать простые слова и предложения до очень небольших расстройств, проявляющихся в невозможности уловить какой-либо тонкий нюанс речи, дифференцировать трудноразличимые по смыслу фразы. Если сенсорная афазия не сопровождается выраженными расстройствами…

Алексия (от греч. lexis — слово) — нарушение чтения и понимания прочитанного вследствие поражения центра хранения письменных образов речи. Развивается при очагах в задненижних отделах теменной области (угловая извилина, поле 39). Алексия часто сочетается с сенсорной афазией. Клинические варианты алексии разнообразны — от полной невозможности читать и понимать прочитанное до легких нарушений, проявляющихся в пропуске…

Апраксин (от греч. praxis — действие) — нарушение движений бытового или профессионального характера вследствие поражения коркового центра сложных автоматизмов. Больные не могут застегнуть пуговицы, причесаться, есть ложкой, зажечь спичку и т. д., хотя у них нет пареза, гиперкинеза, атаксии или сенсорной афазии, препятствующих выполнению или пониманию задания. При этом нарушается последовательность действий, появляются ненужные лишние…

Агнозия (от греч. gnosis — знание) — нарушение процессов узнавания при сохранности или очень небольшом изменении воспринимающей функции органов чувств. Гнозис тесно связан с памятью. Различают несколько видов агнозий: зрительную, слуховую, тактильную, агнозии запахов, вкуса. Зрительная агнозия («душевная слепота») — это нарушение узнавания знакомых больному предметов и вещей, хотя он сохраняет зрение и видит эти…