29 апреля 2009

Высшая нервная деятельность

Высшая нервная деятельность (нервно-психические процессы) — это речь, мышление, память, сложные двигательные навыки (праксис), осмысливание разнообразных объектов внешнего мира (гнозия), что позволяет человеку выполнять социальные, бытовые и профессиональные обязанности. Она является важнейшей основой видового и индивидуального развития и всей деятельности человека (наука, техника, искусство).

В основе нервно-психических процессов, какими бы сложными они ни были, лежит функция вполне определенной материальной субстанции — нервной системы и прежде всего ее высшего отдела — большого мозга. Они обеспечиваются многозвеньевой системой, расположенной на различных уровнях большого мозга и обладающей значительной пластичностью.

В формировании научно обоснованных, материалистических представлений о работе мозга большая заслуга принадлежит отечественной русской физиологии. Классические труды И. М. Сеченова, И. П. Павлова, Н. Е. Введенского, А. А. Ухтомского раскрыли важную роль окружающей среды, безусловных и условных рефлексов, первой (пространственно-образное восприятие) и второй (речь) сигнальных систем в развитии нервно-психических процессов.

Интеллект человека, его творческие способности зависят от сложного взаимодействия врожденных (генетических) особенностей нервной системы и влияния окружающей среды — воспитания и обучения. Генетический потенциал человека очень велик и раскрывается главным образом та его часть, для которой оказались благоприятными специфические условия индивидуального развития. Соответствующие гены определяют диапазон возможностей, но конечный уровень интеллекта и творческих способностей достигается воспитанием и работой самого человека.

«Нервные болезни», Ю.С. Мартынов

Читайте далее:





Апраксин (от греч. praxis — действие) — нарушение движений бытового или профессионального характера вследствие поражения коркового центра сложных автоматизмов. Больные не могут застегнуть пуговицы, причесаться, есть ложкой, зажечь спичку и т. д., хотя у них нет пареза, гиперкинеза, атаксии или сенсорной афазии, препятствующих выполнению или пониманию задания. При этом нарушается последовательность действий, появляются ненужные лишние…

Агнозия (от греч. gnosis — знание) — нарушение процессов узнавания при сохранности или очень небольшом изменении воспринимающей функции органов чувств. Гнозис тесно связан с памятью. Различают несколько видов агнозий: зрительную, слуховую, тактильную, агнозии запахов, вкуса. Зрительная агнозия («душевная слепота») — это нарушение узнавания знакомых больному предметов и вещей, хотя он сохраняет зрение и видит эти…

Агнозия запахов — нарушение узнавания пахучих веществ (одеколона, чая, кофе, керосина и др.) по характерному для каждого из них запаху при сохранности обоняния. Больной чувствует наличие какого-то запаха, но не может его опознать. Возникает в случае локализации очага в глубинных отделах височной доли (парагиппокампальная извилина, поля 28, 34). Агнозия вкуса — потеря способности распознавать знакомые…

Гностические расстройства затрудняют ориентировку в окружающей среде, тем более что они обычно в той или иной мере сочетаются с другими нарушениями корковых функций (речи, праксий, памяти, внимания, счета, письма, чтения). Итак, в познании законов высшей нервной деятельности в последние десятилетия достигнуты большие успехи. Установлено, что самые сложные нервно-психические процессы (речь, запоминание, праксий, гнозии, мышление, творчество)…

Имеется некоторая функциональная асимметрия полушарий: левое полушарие доминирует в осуществлении речевых функций, письма, чтения, логически-смыслового абстрактного мышления, сложных целенаправленных движений (праксий); правое — в осуществлении пространственно-образного мышления и узнавания окружающих нас предметов (гнозиса). Различные типы расстройств высшей нервной деятельности отмечаются у больных с локальными и более распространенными поражениями головного мозга (нарушения мозгового кровообращения, опухоли, абсцессы,…