29 апреля 2009

Высшая нервная деятельность

Высшая нервная деятельность (нервно-психические процессы) — это речь, мышление, память, сложные двигательные навыки (праксис), осмысливание разнообразных объектов внешнего мира (гнозия), что позволяет человеку выполнять социальные, бытовые и профессиональные обязанности. Она является важнейшей основой видового и индивидуального развития и всей деятельности человека (наука, техника, искусство).

В основе нервно-психических процессов, какими бы сложными они ни были, лежит функция вполне определенной материальной субстанции — нервной системы и прежде всего ее высшего отдела — большого мозга. Они обеспечиваются многозвеньевой системой, расположенной на различных уровнях большого мозга и обладающей значительной пластичностью.

В формировании научно обоснованных, материалистических представлений о работе мозга большая заслуга принадлежит отечественной русской физиологии. Классические труды И. М. Сеченова, И. П. Павлова, Н. Е. Введенского, А. А. Ухтомского раскрыли важную роль окружающей среды, безусловных и условных рефлексов, первой (пространственно-образное восприятие) и второй (речь) сигнальных систем в развитии нервно-психических процессов.

Интеллект человека, его творческие способности зависят от сложного взаимодействия врожденных (генетических) особенностей нервной системы и влияния окружающей среды — воспитания и обучения. Генетический потенциал человека очень велик и раскрывается главным образом та его часть, для которой оказались благоприятными специфические условия индивидуального развития. Соответствующие гены определяют диапазон возможностей, но конечный уровень интеллекта и творческих способностей достигается воспитанием и работой самого человека.

«Нервные болезни», Ю.С. Мартынов

Читайте далее:



Агнозия запахов — нарушение узнавания пахучих веществ (одеколона, чая, кофе, керосина и др.) по характерному для каждого из них запаху при сохранности обоняния. Больной чувствует наличие какого-то запаха, но не может его опознать. Возникает в случае локализации очага в глубинных отделах височной доли (парагиппокампальная извилина, поля 28, 34). Агнозия вкуса — потеря способности распознавать знакомые…

Гностические расстройства затрудняют ориентировку в окружающей среде, тем более что они обычно в той или иной мере сочетаются с другими нарушениями корковых функций (речи, праксий, памяти, внимания, счета, письма, чтения). Итак, в познании законов высшей нервной деятельности в последние десятилетия достигнуты большие успехи. Установлено, что самые сложные нервно-психические процессы (речь, запоминание, праксий, гнозии, мышление, творчество)…

Имеется некоторая функциональная асимметрия полушарий: левое полушарие доминирует в осуществлении речевых функций, письма, чтения, логически-смыслового абстрактного мышления, сложных целенаправленных движений (праксий); правое — в осуществлении пространственно-образного мышления и узнавания окружающих нас предметов (гнозиса). Различные типы расстройств высшей нервной деятельности отмечаются у больных с локальными и более распространенными поражениями головного мозга (нарушения мозгового кровообращения, опухоли, абсцессы,…

Речь — это способность произносить и понимать слова и фразы, осмысливать их, соединяя с определенными понятиями. Со звуковой речью тесно связана грамотность — умение читать и писать. Речь и грамотность являются главным средством общения между людьми, основой логически-смыслового мышления. И. П. Павлов писал: «Речь есть вторые сигналы, сигналы сигналов. Они представляют собой отвлечение от действительности…

Поражение сенсорного центра речи приводит обычно к некоторым нарушениям и других речевых функций, прежде всего чтения. Клинические варианты сенсорной афазии чрезвычайно разнообразны — от полной неспособности понимать простые слова и предложения до очень небольших расстройств, проявляющихся в невозможности уловить какой-либо тонкий нюанс речи, дифференцировать трудноразличимые по смыслу фразы. Если сенсорная афазия не сопровождается выраженными расстройствами…