29 апреля 2009

Высшая нервная деятельность (Влияние социальной среды)

Влияние социальной среды на формирование многих нервно-психических функций является определяющим. Для развития интеллекта обязательны постоянные контакты с другими людьми. Дети, растущие обособленно от человеческого коллектива, имеют обычно низкий уровень психического развития; у них недоразвита речь, логическое мышление, снижены память и внимание. Индийская девочка Камала находилась вне общения с людьми с грудного возраста примерно до 5 лет. За последующие 6 лет она научилась произносить только 30 слов.

Около 80% всей поверхности коры большого мозга человека окончательно формируется уже после рождения, т. е. в детские и юношеские годы, причем особенно интенсивен процесс развития в возрасте до 5 — 7 лет. Оптимальное время для пробуждения таланта — детство, а лучший метод — гармоничное развитие многих качеств (умственных, физических, нравственных, эстетических, волевых).

Отсутствие или недостаток познавательного стимулирования в раннем детстве некомпенсируемы. Поэтому важное условие развития интеллекта и способностей — воспитание ребенка в творческой, богатой впечатлениями среде (семья, школа, кружки и т. д.).

Различные функции имеют преимущественное представительство в разных отделах мозга: двигательная — в передней центральной извилине и премоторной зоне, зрительная — в шпорной борозде и наружных отделах затылочной доли и т. д. Связь с определенными морфологически и функционально неоднозначными структурами коры большого мозга имеет и высшая нервная деятельность (речь, праксис и гнозии, эмоции, память, мышление) и в настоящее время можно выделить основные интегративные уровни корковых функций.

«Нервные болезни», Ю.С. Мартынов

Читайте далее:



Апраксин (от греч. praxis — действие) — нарушение движений бытового или профессионального характера вследствие поражения коркового центра сложных автоматизмов. Больные не могут застегнуть пуговицы, причесаться, есть ложкой, зажечь спичку и т. д., хотя у них нет пареза, гиперкинеза, атаксии или сенсорной афазии, препятствующих выполнению или пониманию задания. При этом нарушается последовательность действий, появляются ненужные лишние…

Агнозия (от греч. gnosis — знание) — нарушение процессов узнавания при сохранности или очень небольшом изменении воспринимающей функции органов чувств. Гнозис тесно связан с памятью. Различают несколько видов агнозий: зрительную, слуховую, тактильную, агнозии запахов, вкуса. Зрительная агнозия («душевная слепота») — это нарушение узнавания знакомых больному предметов и вещей, хотя он сохраняет зрение и видит эти…

Агнозия запахов — нарушение узнавания пахучих веществ (одеколона, чая, кофе, керосина и др.) по характерному для каждого из них запаху при сохранности обоняния. Больной чувствует наличие какого-то запаха, но не может его опознать. Возникает в случае локализации очага в глубинных отделах височной доли (парагиппокампальная извилина, поля 28, 34). Агнозия вкуса — потеря способности распознавать знакомые…

Гностические расстройства затрудняют ориентировку в окружающей среде, тем более что они обычно в той или иной мере сочетаются с другими нарушениями корковых функций (речи, праксий, памяти, внимания, счета, письма, чтения). Итак, в познании законов высшей нервной деятельности в последние десятилетия достигнуты большие успехи. Установлено, что самые сложные нервно-психические процессы (речь, запоминание, праксий, гнозии, мышление, творчество)…

Имеется некоторая функциональная асимметрия полушарий: левое полушарие доминирует в осуществлении речевых функций, письма, чтения, логически-смыслового абстрактного мышления, сложных целенаправленных движений (праксий); правое — в осуществлении пространственно-образного мышления и узнавания окружающих нас предметов (гнозиса). Различные типы расстройств высшей нервной деятельности отмечаются у больных с локальными и более распространенными поражениями головного мозга (нарушения мозгового кровообращения, опухоли, абсцессы,…