29 апреля 2009

Высшая нервная деятельность (Влияние социальной среды)

Влияние социальной среды на формирование многих нервно-психических функций является определяющим. Для развития интеллекта обязательны постоянные контакты с другими людьми. Дети, растущие обособленно от человеческого коллектива, имеют обычно низкий уровень психического развития; у них недоразвита речь, логическое мышление, снижены память и внимание. Индийская девочка Камала находилась вне общения с людьми с грудного возраста примерно до 5 лет. За последующие 6 лет она научилась произносить только 30 слов.

Около 80% всей поверхности коры большого мозга человека окончательно формируется уже после рождения, т. е. в детские и юношеские годы, причем особенно интенсивен процесс развития в возрасте до 5 — 7 лет. Оптимальное время для пробуждения таланта — детство, а лучший метод — гармоничное развитие многих качеств (умственных, физических, нравственных, эстетических, волевых).

Отсутствие или недостаток познавательного стимулирования в раннем детстве некомпенсируемы. Поэтому важное условие развития интеллекта и способностей — воспитание ребенка в творческой, богатой впечатлениями среде (семья, школа, кружки и т. д.).

Различные функции имеют преимущественное представительство в разных отделах мозга: двигательная — в передней центральной извилине и премоторной зоне, зрительная — в шпорной борозде и наружных отделах затылочной доли и т. д. Связь с определенными морфологически и функционально неоднозначными структурами коры большого мозга имеет и высшая нервная деятельность (речь, праксис и гнозии, эмоции, память, мышление) и в настоящее время можно выделить основные интегративные уровни корковых функций.

«Нервные болезни», Ю.С. Мартынов

Читайте далее:



Речь — это способность произносить и понимать слова и фразы, осмысливать их, соединяя с определенными понятиями. Со звуковой речью тесно связана грамотность — умение читать и писать. Речь и грамотность являются главным средством общения между людьми, основой логически-смыслового мышления. И. П. Павлов писал: «Речь есть вторые сигналы, сигналы сигналов. Они представляют собой отвлечение от действительности…

Поражение сенсорного центра речи приводит обычно к некоторым нарушениям и других речевых функций, прежде всего чтения. Клинические варианты сенсорной афазии чрезвычайно разнообразны — от полной неспособности понимать простые слова и предложения до очень небольших расстройств, проявляющихся в невозможности уловить какой-либо тонкий нюанс речи, дифференцировать трудноразличимые по смыслу фразы. Если сенсорная афазия не сопровождается выраженными расстройствами…

Алексия (от греч. lexis — слово) — нарушение чтения и понимания прочитанного вследствие поражения центра хранения письменных образов речи. Развивается при очагах в задненижних отделах теменной области (угловая извилина, поле 39). Алексия часто сочетается с сенсорной афазией. Клинические варианты алексии разнообразны — от полной невозможности читать и понимать прочитанное до легких нарушений, проявляющихся в пропуске…

Апраксин (от греч. praxis — действие) — нарушение движений бытового или профессионального характера вследствие поражения коркового центра сложных автоматизмов. Больные не могут застегнуть пуговицы, причесаться, есть ложкой, зажечь спичку и т. д., хотя у них нет пареза, гиперкинеза, атаксии или сенсорной афазии, препятствующих выполнению или пониманию задания. При этом нарушается последовательность действий, появляются ненужные лишние…

Агнозия (от греч. gnosis — знание) — нарушение процессов узнавания при сохранности или очень небольшом изменении воспринимающей функции органов чувств. Гнозис тесно связан с памятью. Различают несколько видов агнозий: зрительную, слуховую, тактильную, агнозии запахов, вкуса. Зрительная агнозия («душевная слепота») — это нарушение узнавания знакомых больному предметов и вещей, хотя он сохраняет зрение и видит эти…