29 апреля 2009

Мышление. Эмоция. Память.

Мышление — высшая форма нервно-психической деятельности, включающая в себя решение разнообразных задач и проблем социально-бытового, профессионального и творческого характера, программирование поведения, принятие решений. Это сложный интегративный процесс, требующий участия многих отделов мозга.

Первый (самый низкий) уровень организации нервно-психических процессов — это подкорковые узлы, гипоталамус, таламус и ствол мозга. С этого уровня регулируются безусловные рефлексы и инстинкты, во многом определяющие поведение человека. Исходный пункт таких потребностей как голод, жажда, продолжение рода — это подкорково-стволовые образования. Но для их удовлетворения обязательно участие многих других уровней нервной системы, в том числе и коры большого мозга.

Общеизвестно, что больные с поражением лобной доли, испытывая чувство голода, часто не могут найти столовую или магазин, отсчитать деньги и т. д., т. е. человеку для выполнения даже такой древней потребности, как пищевая, необходима сохранность филогенетически новых структур, в частности, коры лобной доли большого мозга.

Подкорка и ствол поддерживают вышестоящие аппараты в состоянии бодрствования, придают им тонус. Активирующее влияние этих образований на кору большого мозга было показано в 1949 г. X. Мегуном и Д. Моруцци, а вся система получила название «неспецифической системы» (ретикулярной формации). Ей, несомненно, принадлежит важное место в регуляции многих нервно-психических процессов и поддержании вегетативного равновесия. Практически неспецифическая система никогда не активирует все отделы мозга одновременно. Иначе трудно было бы сосредоточивать внимание, размышлять, говорить, читать, писать.

С подкорковыми структурами в значительной мере связаны и такие важные компоненты всей высшей нервной деятельности, как подсознание, интуиция и эмоции.

«Нервные болезни», Ю.С. Мартынов

Читайте далее:



Речь — это способность произносить и понимать слова и фразы, осмысливать их, соединяя с определенными понятиями. Со звуковой речью тесно связана грамотность — умение читать и писать. Речь и грамотность являются главным средством общения между людьми, основой логически-смыслового мышления. И. П. Павлов писал: «Речь есть вторые сигналы, сигналы сигналов. Они представляют собой отвлечение от действительности…

Поражение сенсорного центра речи приводит обычно к некоторым нарушениям и других речевых функций, прежде всего чтения. Клинические варианты сенсорной афазии чрезвычайно разнообразны — от полной неспособности понимать простые слова и предложения до очень небольших расстройств, проявляющихся в невозможности уловить какой-либо тонкий нюанс речи, дифференцировать трудноразличимые по смыслу фразы. Если сенсорная афазия не сопровождается выраженными расстройствами…

Алексия (от греч. lexis — слово) — нарушение чтения и понимания прочитанного вследствие поражения центра хранения письменных образов речи. Развивается при очагах в задненижних отделах теменной области (угловая извилина, поле 39). Алексия часто сочетается с сенсорной афазией. Клинические варианты алексии разнообразны — от полной невозможности читать и понимать прочитанное до легких нарушений, проявляющихся в пропуске…

Апраксин (от греч. praxis — действие) — нарушение движений бытового или профессионального характера вследствие поражения коркового центра сложных автоматизмов. Больные не могут застегнуть пуговицы, причесаться, есть ложкой, зажечь спичку и т. д., хотя у них нет пареза, гиперкинеза, атаксии или сенсорной афазии, препятствующих выполнению или пониманию задания. При этом нарушается последовательность действий, появляются ненужные лишние…

Агнозия (от греч. gnosis — знание) — нарушение процессов узнавания при сохранности или очень небольшом изменении воспринимающей функции органов чувств. Гнозис тесно связан с памятью. Различают несколько видов агнозий: зрительную, слуховую, тактильную, агнозии запахов, вкуса. Зрительная агнозия («душевная слепота») — это нарушение узнавания знакомых больному предметов и вещей, хотя он сохраняет зрение и видит эти…