5 июня 2009

Возрастные основы занятий спортивными играми

Систематические занятия баскетболом, волейболом рекомендуется начинать в возрасте 10 — 11 лет. Несколько позже (в 13 — 14 лет) начинается специализированная подготовка футболистов, хоккеистов, ватерполистов. Участие в соревнованиях разрешается, как правило, через 1 — 1,5 года систематических занятий.

При занятиях с детьми младшего школьного возраста и подростками ограничиваются продолжительность игры, размеры площадки, высота сетки, кольца, масса мяча. Так, для 10 — 12-летнйх детей продолжительность игры в футбол сокращается до 40 мин (2 тайма по 20 мин с перерывом 10 мин). Подростки 13 — 14 лет могут играть 50 мин, а 16 — 18-летние юноши — 60 мин. Продолжительность игры в баскетбол для подростков составляет 24 мин с перерывом между 12-минутными таймами в 10 мин. Дети 8 — 9 и 10 — 11 лет играют в баскетбол на площадке 18*19 м при уменьшении размеров и массы мяча до 450 — 480 г, а также при снижении высоты кольца (2,6 м от пола).

Для 7 — 8- и 9 — 10-летних детей, играющих в волейбол, уменьшаются размеры площадки (10*6 м или 12*9 м), высота сетки (2 м) и масса мяча (200 г). Продолжительность игры регламентируется: дети должны играть не более двух партий, по 15 мин в каждой.

Основными задачами занятий спортивными играми в младших (10 — 13 лет) возрастных группах являются всесторонняя физическая подготовка, овладение основами техники и элементарными тактическими приемами игры, воспитание стойкого интереса к занятиям. С 10 — 13-летними детьми следует проводить трехразовые тренировки в неделю продолжительностью 90 мин. В 13 — 14-летнем возрасте продолжительность занятий увеличивается до 2 — 2,5 ч.

На этапе специальной спортивной подготовки (15 — 17 лет) продолжается освоение технических приемов игры с элементами специализации игровика в нападении, защите и т. д. Объем тренировочной нагрузки возрастает: количество тренировочных занятий увеличивается до 5 — 6 в неделю. Физическая подготовка игровиков на этом этапе должна строиться с учетом направленного воздействия на развитие специфических для данного вида игровой деятельности качеств, на основе всестороннего развития спортсмена. В старшей юношеской группе совершенствование технических приемов и физической подготовки проходит в сочетании с обучением сложным тактическим приемам игры.

«Физиология человека», Н.А. Фомин

Читайте далее:



Соревновательные и тренировочные нагрузки юных лыжников планируются с учетом перспективы подготовки квалифицированных спортсменов через 6 — 8 лет после начала спортивной специализации. При этом тренировки с преимущественной направленностью на развитие качеств скоростной выносливости приурочиваются к возрасту 17 — 18 лет, а максимальные нагрузки применяются с 19 — 22 лет. Раннее приобщение детей к занятиям лыжным…

Основными средствами тренировки 11 — 13-летних лыжников являются общая физическая подготовка и ходьба на лыжах ускорениями на коротких отрезках (50 — 80 м). Объем однократной тренировочной нагрузки составляет в 11 — 12-летне возрасте 4 — 5 км. К 13 — 14 годам он увеличивается д 10 — 12 км, а количество тренировок — до 4…

Занятия физической культурой в школе не ограничиваются только уроками. Одним из наиболее эффективных способов повышения функциональных возможностей и спортивной работоспособности детей являются специализированные занятия спортом. Но, являясь эффективным средством физического совершенствования, спортивная специализация требует строгого учета объема и интенсивности физической нагрузки в зависимости от возраста, пола, уровня физической подготовки детей. Процесс многолетней спортивной тренировки может…

Малоинтенсивная длительная работа создает благоприятные возможности для совершенствования функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем, улучшает процессы аэробного обмена. При равномерном методе тренировки пульсовой режим не превышает 150 — 160 уд/мин. Интенсивные тренировки (на пульсе 180 уд/мин) проводятся в рамках интервального метода. Такая нагрузка составляет не более 10% общего объема, но оказывает мощное воздействие на кислородную производительность…

На этапе углубленной специализированной тренировки физические нагрузки достигают наивысших значений. В связи с выступлениями в соревнованиях повышается психологическая напряженность тренировки. Средства развития специальных физических качеств и содержание психологической подготовки существенно меняются в зависимости от спортивной специализации юного спортсмена. Можно условно выделить следующие группы видов спорта: развивающие преимущественно выносливость; развивающие преимущественно ловкость и точность движений. Особую…