Возрастные основы занятий спортивными играми
Систематические занятия баскетболом, волейболом рекомендуется начинать в возрасте 10 — 11 лет. Несколько позже (в 13 — 14 лет) начинается специализированная подготовка футболистов, хоккеистов, ватерполистов. Участие в соревнованиях разрешается, как правило, через 1 — 1,5 года систематических занятий.
При занятиях с детьми младшего школьного возраста и подростками ограничиваются продолжительность игры, размеры площадки, высота сетки, кольца, масса мяча. Так, для 10 — 12-летнйх детей продолжительность игры в футбол сокращается до 40 мин (2 тайма по 20 мин с перерывом 10 мин). Подростки 13 — 14 лет могут играть 50 мин, а 16 — 18-летние юноши — 60 мин. Продолжительность игры в баскетбол для подростков составляет 24 мин с перерывом между 12-минутными таймами в 10 мин. Дети 8 — 9 и 10 — 11 лет играют в баскетбол на площадке 18*19 м при уменьшении размеров и массы мяча до 450 — 480 г, а также при снижении высоты кольца (2,6 м от пола).
Для 7 — 8- и 9 — 10-летних детей, играющих в волейбол, уменьшаются размеры площадки (10*6 м или 12*9 м), высота сетки (2 м) и масса мяча (200 г). Продолжительность игры регламентируется: дети должны играть не более двух партий, по 15 мин в каждой.
Основными задачами занятий спортивными играми в младших (10 — 13 лет) возрастных группах являются всесторонняя физическая подготовка, овладение основами техники и элементарными тактическими приемами игры, воспитание стойкого интереса к занятиям. С 10 — 13-летними детьми следует проводить трехразовые тренировки в неделю продолжительностью 90 мин. В 13 — 14-летнем возрасте продолжительность занятий увеличивается до 2 — 2,5 ч.
На этапе специальной спортивной подготовки (15 — 17 лет) продолжается освоение технических приемов игры с элементами специализации игровика в нападении, защите и т. д. Объем тренировочной нагрузки возрастает: количество тренировочных занятий увеличивается до 5 — 6 в неделю. Физическая подготовка игровиков на этом этапе должна строиться с учетом направленного воздействия на развитие специфических для данного вида игровой деятельности качеств, на основе всестороннего развития спортсмена. В старшей юношеской группе совершенствование технических приемов и физической подготовки проходит в сочетании с обучением сложным тактическим приемам игры.
«Физиология человека», Н.А. Фомин
Годы Общий объем тренировочной нагрузки (км) Объем скоростных нагрузок (км) Атлетическая подготовка на суше (км) Спринт Средн. Стайер Спринт Средн. Стайер 1976 — 19771977 — 19781979 — 1980 200024002400 250029503000 300035003600 190023522364 232528912955 285034303546 300340350 Не следует, однако, забывать, что жесткие режимы тренировок с выполнением большого объема скоростной работы таят в себе потенциальную опасность перенапряжения….
Соревновательные и тренировочные нагрузки юных лыжников планируются с учетом перспективы подготовки квалифицированных спортсменов через 6 — 8 лет после начала спортивной специализации. При этом тренировки с преимущественной направленностью на развитие качеств скоростной выносливости приурочиваются к возрасту 17 — 18 лет, а максимальные нагрузки применяются с 19 — 22 лет. Раннее приобщение детей к занятиям лыжным…
Основными средствами тренировки 11 — 13-летних лыжников являются общая физическая подготовка и ходьба на лыжах ускорениями на коротких отрезках (50 — 80 м). Объем однократной тренировочной нагрузки составляет в 11 — 12-летне возрасте 4 — 5 км. К 13 — 14 годам он увеличивается д 10 — 12 км, а количество тренировок — до 4…
Занятия физической культурой в школе не ограничиваются только уроками. Одним из наиболее эффективных способов повышения функциональных возможностей и спортивной работоспособности детей являются специализированные занятия спортом. Но, являясь эффективным средством физического совершенствования, спортивная специализация требует строгого учета объема и интенсивности физической нагрузки в зависимости от возраста, пола, уровня физической подготовки детей. Процесс многолетней спортивной тренировки может…
Малоинтенсивная длительная работа создает благоприятные возможности для совершенствования функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем, улучшает процессы аэробного обмена. При равномерном методе тренировки пульсовой режим не превышает 150 — 160 уд/мин. Интенсивные тренировки (на пульсе 180 уд/мин) проводятся в рамках интервального метода. Такая нагрузка составляет не более 10% общего объема, но оказывает мощное воздействие на кислородную производительность…