20 мая 2009

Гормональные препараты

Гормональные препараты, особенно синтетические производные, обладают аллергенными свойствами, а некоторые из них способны вызывать ЛАШ [Алакоз А. К., 1971; Налобин А. В. и др., 1976]. В наших исследованиях ЛАШ зарегистрирован у 8 больных, получавших гормональные препараты (5 получали питуитрин, 1 — маммофизин, 1 — преднизолон и 1 — питуитрин с фолликулином).

Коротко остановимся на описании 2 наблюдений, представляющих клинический интерес. Для стимуляции родовой деятельности больной внутримышечно ввели 0,2 мл питуитрина, после чего наблюдались гиперемия кожных покровов, коллапс, снижение АД до 40/0 мм рт. ст., одышка с частым поверхностным шумным дыханием, пульс очень слабого наполнения едва прощупывался. После внутривенного введения адреналина, дипразина, строфантина, глюкозы и хлорида кальция состояние больной улучшилось, повысилось АД, восстановилось сознание. Одновременно с этим произошли стремительные роды в течение нескольких минут.

Второе наблюдение интересно тем, что ЛАШ возник от приема преднизолона — препарата, которым успешно лечат аллергические болезни, в том числе ЛАШ. Приводим краткое описание этого случая.

Наблюдение 14

Больной Л., 50 лет. Поступил в клиническую больницу с диагнозом «хроническая пневмония в фазе обострения», сопутствующее заболевание — суставная форма ревматизма. Получал пенициллин, стрептомицин, тетрациклин. Лечение было малоэффективным, побочных явлений не отмечалось. Через неделю после поступления в больницу больному дополнительно назначили преднизолон в таблетках. После первого же приема 5 мг преднизолона через 15 мин у больного появились общая слабость, потливость, боль в животе, тошнота, понизилось АД до 70/40 мм рт. ст., наблюдались тахикардия, одышка, затрудненное дыхание. Через 10 мин отмечено нарушение сознания. Срочно внутримышечно введены димедрол, кордиамин. Через 5 мин состояние больного улучшилось, АД нормализовалось, восстановилось сознание. Через 50 мин клинических признаков шока не отмечалось.

В рекомендациях по применению гормональных препаратов отсутствуют сведения о возможных аллергических реакциях, что, безусловно, притупляет внимание врачей. Кроме этого случая, мы наблюдали больного, у которого ЛАШ возник при сочетанном использовании преднизолона с пенициллином и фузидином. В подобных случаях трудно выделить препарат, послуживший причиной шока, но тот факт, что его развитие произошло в присутствии преднизолона, свидетельствует о неспособности этого препарата в некоторых случаях оказывать противошоковое действие.

В этом плане поучительно возникновение ЛАШ у 3 больных после внутривенного введения хлорида кальция — препарата, обладающего антигистаминной активностью и применяемого при лечении аллергии. Мы располагаем наблюдением ЛАШ, который развился при одновременной инъекции димедрола, дипразина и новокаина. Эти данные, по нашему мнению, говорят о различных патофизиологических механизмах возникновения клинической картины ЛАШ и особенностях действия в этих условиях традиционно применяемых препаратов для лечения аллергии и анафилаксии.

«Лекарственный анафилактический шок», А.С.Лопатин

Читайте далее:



Следующую группу по частоте возникновения ЛАШ составили местноанестезирующие препараты. Развитие ЛАШ после введения новокаина описано многими авторами [Бачу Г. С, 1971; Кантер Э. И. и др., 1971; Купчинскас Ю. К. и др., 1972; Баскакова А. Е., 1975; Колпащиков Е. Г., и др., 1975; Испуганов И. М, 1976, и др.]. В наших исследованиях ЛАШ от введения…

В базовых лечебных учреждениях (научно-исследовательские клинические институты, городские клинические больницы, ведомственные центральные клинические больницы и др.) активно выявляются случаи побочного действия лекарств, изучаются причины возникновения, клинические особенности, диагностика и лечение. Случаи ЛАШ, как наиболее тяжелые лекарственные осложнения, изучаются, верифицируются, разбираются на больничных конференциях и выездных комиссиях. За 1970 — 1980 гг. в ЦПДЛС зарегистрировано 13…

Витамины и их синтетические аналоги, по мнению многих практических врачей, считаются безвредными препаратами и широко используются с лечебной и профилактической целью парентерально и per os. Однако они нередко вызывают аллергические реакции и тяжелый анафилактический шок. В литературе описаны случаи анафилактического шока при назначении витамина В, и других витаминов [Буркалов А. П. и др., 1967; Бойко…

Лекарственные аллергические реакции чаще отмечаются у женщин. В наших наблюдениях из 520 больных, перенесших ЛАШ, было 196 мужчин и 324 женщины (соотношение 1 : 1,6). Большее число женщин, страдающих лекарственной аллергией, отмечают многие авторы [Северова Е. Я., 1962; Бородин Ю. П., 1970; Тареев Е. М., 1970; Купчянскас Ю. К., 1972; Василяускас Б. И., 1974 и…

Часто различные витамины применяются больными по собственной инициативе без контроля врача. Однако многие витаминные препараты являются синтетическими веществами и не совсем идентичны природным витаминам. Они, как любые химические вещества, обладают способностью вызывать патологические иммунные сдвиги в организме, аллергические реакции и тяжелый анафилактический шок, который не всегда заканчивается благоприятно. Приводим пример летального исхода при ЛАШ от…