20 мая 2009

Опасность приема антибиотиков

Наибольшее число случаев (214) ЛАШ зарегистрировано Московской станцией скорой медицинской помощи. 98 вызовов бригад скорой медицинской помощи было сделано на дом к больным, у которых ЛАШ развился при самолечении или выполнении инъекций медицинскими сестрами. Необходимость экстренного вызова скорой медицинской помощи в этих случаях была обусловлена отсутствием необходимых противошоковых средств и неподготовленностью медицинского персонала.

В клинических институтах, областных и районных больницах зарегистрировано 173 случая ЛАШ, в поликлиниках и диспансерах 72, в медико-санитарных частях 61. При изучении 520 случаев ЛАШ мы установили, что они возникли при использовании 101 препарата различных фармакологических групп и сочетания двух или нескольких лекарств.

Большинство авторов, наблюдавших ЛАШ, отмечают, что наиболее часто ЛАШ развивается при лечении антибиотиками [Яловенко А. С, 1964; Северова Е. Я., 1969; Томилец В. А. и др., 1969; Бородин Ю. П., 1971; Василяускас Б. И., 1974; Грачева Н. М., 1978; Meszaros С. et al., 1978]. Почти все антибиотики, применяющиеся в лечебной практике, могут вызывать ЛАШ, однако наиболее часто он развивается при лечении пенициллином, бициллином и стрептомицином.

По одному случаю ЛАШ отмечен после приема оксациллина, виомицина, хлортетрациклина, эритромицина, олеандомицина, рондомицина, в 14 случаях имело место сочетанное применение антибиотиков с препаратами других групп. По мнению некоторых авторов, тетрациклины обладают меньшими аллергенными свойствами, чем пенициллин и стрептомицин, однако в наших наблюдениях от их приема наблюдалось 13 случаев ЛАШ.

Чтобы правильно оценить истинные шокогенные свойства препарата, необходимо учитывать неодинаковую степень их использования в широкой лечебной практике. Антибиотики, вызвавшие ЛАШ в единичных случаях, в широкой лечебной практике применяются значительно реже и показания к их назначению строже, чем к использованию пенициллина, бициллина и стрептомицина.

«Лекарственный анафилактический шок», А.С.Лопатин

Читайте далее:



Высокие анафилактогенные свойства пенициллина подтверждает также следующий редкий случай ЛАШ. Наблюдение 3 Больной С, 48 лет. 2 года назад отмечал отек лица, губ и языка после приема таблетки пенициллина. Поступил в оториноларингологическое отделение для проведения плановой операции по поводу искривления носовой перегородки. Войдя в палату, больной почувствовал резкую слабость, появилась выраженная гиперемия лица, шеи, туловища,…

Из большой группы единичных случаев ЛАШ на отдельные препараты следует выделить 2 летальных исхода, возникших при введении полиглюкина и витамина В1 с тестостерона пропионатом. Кроме того, по данным литературы, анафилактогенными свойствами обладают следующие лекарства: АКТГ; альфа-тубокурарин, альфа-химотрипсин; амидазофен; андаксин; альфа-тубокурарин + альфатезин + суксаметоний; бисульфат натрия; бромкриптин; бутадион; ванкомицина гидрохлорид; гемацель; гепарин; декстран-40, декстран-70; диазепам;…

Другой представитель антибиотиков группы пенициллина — бициллин находится на втором месте по частоте вызванных ЛАШ. Шок зарегистрирован у 51 больного, из которых 3 умерли. Бициллин-1 применяли у 6 больных, бициллин-3 у 25 и бициллин-5 у 20 больных. Это соотношение препаратов объясняется, по-видимому, более частым использованием бициллина-3 и бициллина-5 в широкой лечебной практике, особенно при лечении…

Анализ возможности возникновения ЛАШ при назначении перечисленных выше лекарств должен способствовать более осторожному их применению и соблюдению необходимых мер профилактики этого тяжелого лекарственного осложнения. Из-за небольшого числа наблюдений (30 больных) и сложности определения роли препарата в возникновении ЛАШ при одновременном применении нескольких лекарств мы сочли возможным не проводить анализ этих случаев. В зарубежной медицинской литературе…

Анафилактический шок при повторном введении бициллина в нашем наблюдении отмечен у 3 больных, затяжное течение наблюдалось лишь у 1 больной, у 2 других симптомы шока удалось быстро купировать. Относительно легкое течение и быстрый «выход» из состояния шока наблюдались у больных, которым вводили бициллин в «пробной дозе» (2 случая). Приводим случай ЛАШ, возникшего при назначении бициллина,…