20 мая 2009

Проведение исследований

В базовых лечебных учреждениях (научно-исследовательские клинические институты, городские клинические больницы, ведомственные центральные клинические больницы и др.) активно выявляются случаи побочного действия лекарств, изучаются причины возникновения, клинические особенности, диагностика и лечение.

Случаи ЛАШ, как наиболее тяжелые лекарственные осложнения, изучаются, верифицируются, разбираются на больничных конференциях и выездных комиссиях. За 1970 — 1980 гг. в ЦПДЛС зарегистрировано 13 238 случаев побочных лекарственных реакций, из этого числа лекарственная патология аллергического генеза составила 71,05% (9406 случаев). ЛАШ наблюдался у 520 больных, из которых 48 умерли. В процентном отношении это составляет 3;92 (0,34% летальность) от общего числа побочных лекарственных реакций и 5,51 (0,48% летальность) от случаев лекарственной аллергии.

Сопоставляя наши данные с имеющимися в литературе, следует отметить их неоднородность и з связи с этим количественные и процентные различия. Так, Ю. П. Бородин (1970) из числа аллергических реакций у больных при лечении пенициллином ЛАШ наблюдал в 9,9% случаев, а Е. Я. Северова (1971) в группе больных с лекарственной болезнью ЛАШ выделяет в 15,5% случаев. Б. И. Василяускас (1974) указывает, что из 440 больных с лекарственной аллергией ЛАШ возник у 13,9% из них, Л. Н. Самойлова (1979) наблюдала 675 больных, у 9,5% которых развился ЛАШ.

Австралийский комитет контроля побочного действия лекарств в 1976 г. зарегистрировал 1870 случаев побочных лекарственных реакций, из них 21 случай ЛАШ, что составляет 1,12%. Значительные трудности наблюдаются при изучении частоты возникновения ЛАШ в популяциях здоровых лиц и больных различными болезнями. Мы имели возможность изучить лишь несколько работ, в которых приведены подобные данные. И. А. Кассирский (1963) отметил у 3 больных (0,046%) ЛАШ при лечении антибиотиками 6390 больных, А. С. Яловенко (1964) при лечении антибиотиками 2050 больных ЛАШ наблюдала у 0,3% больных. Н. Vignon (1977) указывает, что ЛАШ возникает при фармакотерапии от 3:10 000 до 1 : 100 000 больных.

Учитывая малочисленность подобных исследований, мы изучили частоту возникновения ЛАШ при лечении больных в двух крупнейших многопрофильных лечебных учреждениях: Московском областном научно-исследовательском клиническом институте им. М. Ф. Владимирского и в Московской городской клинической инфекционной больнице № 2. За десятилетний период в первом лечебном учреждении ЛАШ наблюдался у 21 больного, что составило 0,014% от общего числа леченых больных, во втором лечебном учреждении зарегистрировано 13 случаев ЛАШ, что составило 0,0065% от общего числа леченых больных. Полученные данные позволяют с достаточной достоверностью судить о частоте возникновения ЛАШ в популяции больных большого многопрофильного лечебного учреждения и в группе больных с инфекционными болезнями.

«Лекарственный анафилактический шок», А.С.Лопатин

Читайте далее:



Следующую группу по частоте возникновения ЛАШ составили местноанестезирующие препараты. Развитие ЛАШ после введения новокаина описано многими авторами [Бачу Г. С, 1971; Кантер Э. И. и др., 1971; Купчинскас Ю. К. и др., 1972; Баскакова А. Е., 1975; Колпащиков Е. Г., и др., 1975; Испуганов И. М, 1976, и др.]. В наших исследованиях ЛАШ от введения…

Витамины и их синтетические аналоги, по мнению многих практических врачей, считаются безвредными препаратами и широко используются с лечебной и профилактической целью парентерально и per os. Однако они нередко вызывают аллергические реакции и тяжелый анафилактический шок. В литературе описаны случаи анафилактического шока при назначении витамина В, и других витаминов [Буркалов А. П. и др., 1967; Бойко…

Лекарственные аллергические реакции чаще отмечаются у женщин. В наших наблюдениях из 520 больных, перенесших ЛАШ, было 196 мужчин и 324 женщины (соотношение 1 : 1,6). Большее число женщин, страдающих лекарственной аллергией, отмечают многие авторы [Северова Е. Я., 1962; Бородин Ю. П., 1970; Тареев Е. М., 1970; Купчянскас Ю. К., 1972; Василяускас Б. И., 1974 и…

Часто различные витамины применяются больными по собственной инициативе без контроля врача. Однако многие витаминные препараты являются синтетическими веществами и не совсем идентичны природным витаминам. Они, как любые химические вещества, обладают способностью вызывать патологические иммунные сдвиги в организме, аллергические реакции и тяжелый анафилактический шок, который не всегда заканчивается благоприятно. Приводим пример летального исхода при ЛАШ от…

Наибольшее число случаев (214) ЛАШ зарегистрировано Московской станцией скорой медицинской помощи. 98 вызовов бригад скорой медицинской помощи было сделано на дом к больным, у которых ЛАШ развился при самолечении или выполнении инъекций медицинскими сестрами. Необходимость экстренного вызова скорой медицинской помощи в этих случаях была обусловлена отсутствием необходимых противошоковых средств и неподготовленностью медицинского персонала. В клинических…