20 мая 2009

Бициллин

Другой представитель антибиотиков группы пенициллина — бициллин находится на втором месте по частоте вызванных ЛАШ. Шок зарегистрирован у 51 больного, из которых 3 умерли. Бициллин-1 применяли у 6 больных, бициллин-3 у 25 и бициллин-5 у 20 больных. Это соотношение препаратов объясняется, по-видимому, более частым использованием бициллина-3 и бициллина-5 в широкой лечебной практике, особенно при лечении ревматизма и гонореи. В этой группе было 12 мужчин и 37 женщин.

Лечение бициллином проводилось в основном у больных ревматизмом (31 больной), 14 больных получали бициллин в кожно-венерологическом диспансере при лечении гонореи и 1 — по поводу свежего сифилиса. 3 больным бициллин был назначен при лечении хронического тонзиллита и кардиотонзиллярного синдрома и 2 — по поводу острого респираторного заболевания. Из анализа этой группы больных видно, что бициллин применялся также не всегда по показаниям.

ЛАШ развился почти у всех больных после первой инъекции бициллина, лишь у. 3 больных возникновение его отмечено после повторного введения препарата. Приводим одно из этих наблюдений.

Наблюдение 4

Больная П., 24 лет. В анамнезе частые ангины, с 14 лет больна ревматизмом, в возрасте 18 лет диагностирован рецидивирующий ревмокардит, митральный порок сердца. В течение 5 лет регулярно 2 раза в год больной проводился 2-месячный курс бициллинопрофилактики. Бициллин вводили 1 раз в неделю. В марте 1971 г. перед проведением очередного курса бициллинопрофилактики больной сделали в поликлинике внутрикожную пробу, которая дала отрицательный результат. Были сделаны 3 внутримышечные инъекции бициллина-3 без каких-либо побочных реакций. После 4-й внутримышечной инъекции 600 000 ЕД бициллина-3 у больной через 5 мин с момента инъекции появились общая слабость, бледность кожных покровов, одышка, головокружение, тошнота, рвота. Больная жаловалась на боли в животе и груди. Через 10 мин потеряла сознание, АД понизилось до 80/0 мм рт. ст., пульс слабый, нитевидный, 116 в минуту. Дыхание шумное, поверхностное, 32 в минуту. Внутримышечно введены адреналин (в место инъекции бициллина-3), димедрол, кордиамин, преднизолон.

Состояние больной не улучшилось, АД 80/20 мм рт. ст., пульс 118 в минуту. Дыхание поверхностное с обилием хрипов в легких и выделением пены изо рта. Наблюдались клонические судороги и непроизвольное выделение мочи и кала. Через 25 мин с момента инъекции бициллина-3 капельно и струйно внутривенно введены норадреналин с глюкозой, дипразин, преднизолон, кордиамин, кофеин. АД повысилось до 100/40 мм рт. ст., пульс стал более отчетливый, 120 в минуту. Дыхание оставалось поверхностным с обилием крупно- и мелкопузырчатых хрипов в легких. Отмечались пенистые выделения изо рта и носа. Отсосом очищена носоглотка от слизи и налажена подача увлажненного кислорода через катетер. Дыхание несколько улучшилось, стало реже и глубже. Отмечалось возбуждение с хаотическими движениями рук и ног. Появился отек лица, губ, шеи, языка. Через 50 мин с момента инъекции бициллина-3 больной повторно внутривенно ввели адреналин, супрастин, гидрокортизон, кордиамин, лазикс, хлорид кальция и глюкозу.

Состояние больной через некоторое время улучшилось, АД 105/60 мм рт. ст., пульс удовлетворительного наполнения, восстановилось сознание, стала отвечать на некоторые вопросы. Дыхание оставалось поверхностным с множеством хрипов в легких. Через 2ч уровень АД вновь понизился до 70/20 мм рт. ст., ухудшилось наполнение пульса, больная впала в сопорозное состояние. Больной вновь внутривенно ввели адреналин, дипразин, кофеин, кордиамин, хлорид кальция, глюкозу. Состояние ее улучшилось, восстановилось сознание, повысилось АД до 100/50 мм рт. ст., пульс был хорошего наполнения. Отечность лица, шеи, языка не уменьшалась, дыхание оставалось поверхностным, частым с множеством хрипов в легких. Неожиданно возникли судороги. Игла капельницы при этом выпала из вены, вновь развилось сопорозное состояние. Однако уровень АД не снижался. В таком состоянии больная находилась в течение 4 ч. Через 6 ч с момента возникновения ЛАШ вновь понизилось АД до 70/10 мм рт. ст., пульс стал аритмичным и слабого наполнения. Была произведена венесекция, так как ввести иглу в вену не удавалось, налажено капельное введение лекарств. Вновь ввели норадреналин, дипразин, строфантин К, глюкозу, хлорид кальция, полиглюкин.

Состояние улучшилось, АД повысилось до 100/60 мм рт. ст., пульс оставался аритмичным, частым, слабого наполнения. Продолжала получать оксигенотерапию. Через 8 ч с момента введения бициллина-3 вновь ухудшилось состояние, усилились явления отека легких, возникла сердечная недостаточность, уровень АД резко понизился. Вскоре при нарастающих явлениях отека легких наступила остановка дыхания и сердечной деятельности. Реанимационные мероприятия оказались неэффективны. При патологоанатомическом исследовании диагноз анафилактического шока подтвердился.

При анализе этого случая обращает на себя внимание затяжное течение ЛАШ, при лечении которого удавалось с помощью внутривенного введения вазопрессорных препаратов повысить уровень АД почти до нормальных показателей. Однако, как только прекращалось действие этих лекарств, вновь ухудшалось состояние больной и резко снижался уровень АД. В дальнейшем, возможно, в связи с недостаточной дегидратационной терапией усилились явления отека легких и сердечной недостаточности, которые способствовали летальному исходу.

Такое затяжное течение, по нашему мнению, объясняется пролонгированным действием бициллина-3, который постоянно находился в крови и поддерживал симптоматику ЛАШ. Другая особенность этого случая состоит в возникновении ЛАШ после повторного введения бициллина-3. По-видимому, в процессе лечения бициллином могут возникнуть иммунологические сдвиги, способствующие быстрой сенсибилизации больных к этому препарату.

«Лекарственный анафилактический шок», А.С.Лопатин

Читайте далее:



Высокие анафилактогенные свойства пенициллина подтверждает также следующий редкий случай ЛАШ. Наблюдение 3 Больной С, 48 лет. 2 года назад отмечал отек лица, губ и языка после приема таблетки пенициллина. Поступил в оториноларингологическое отделение для проведения плановой операции по поводу искривления носовой перегородки. Войдя в палату, больной почувствовал резкую слабость, появилась выраженная гиперемия лица, шеи, туловища,…

Анализ возможности возникновения ЛАШ при назначении перечисленных выше лекарств должен способствовать более осторожному их применению и соблюдению необходимых мер профилактики этого тяжелого лекарственного осложнения. Из-за небольшого числа наблюдений (30 больных) и сложности определения роли препарата в возникновении ЛАШ при одновременном применении нескольких лекарств мы сочли возможным не проводить анализ этих случаев. В зарубежной медицинской литературе…

Анафилактический шок при повторном введении бициллина в нашем наблюдении отмечен у 3 больных, затяжное течение наблюдалось лишь у 1 больной, у 2 других симптомы шока удалось быстро купировать. Относительно легкое течение и быстрый «выход» из состояния шока наблюдались у больных, которым вводили бициллин в «пробной дозе» (2 случая). Приводим случай ЛАШ, возникшего при назначении бициллина,…

В. Coulbois с соавт. (1977) наблюдали 5 случаев возникновения ЛАШ у 4 больных во время общей анестезии. Авторы считают, что механизм развития ЛАШ при использовании анестетиков неясен, но для него характерны все признаки анафилаксии: остро возникающая клиническая смерть, сердечно-сосудистый коллапс, тахикардия или брадикардия, поражение кожи (цианоз, генерализованная уртикарная сыпь, отек Квинке) и органов дыхания (ларингосттазм,…

В группе больных с ЛАШ, развившимся после введения бициллина, непереносимость этого антибиотика, по данным анамнеза, отмечена у 5 больных, непереносимость других лекарств у 4 и отсутствие данных аллергологического анамнеза у 31 больного. Это свидетельствует о том, что врачи недооценивают значения аллергологического анамнеза при назначении такого анафилактогенного препарата как бициллин. Подводя итог анализу случаев ЛАШ от…