12 марта 2009

Общеукрепляющие упражнения

Общеукрепляющие упражнения обеспечивают общеразвивающее и укрепляющее воздействие и касаются мышц спины, шеи, мышц брюшного пресса и нижних конечностей. В процессе занятий преимущественное внимание уделялось циклическим упражнениям и подвижным играм с элементами бега, ходьбы, прыжками. Для развития общей выносливости использовали бег в медленном темпе, дозированную ходьбу в чередовании с бегом умеренной интенсивности и смешанное передвижение (бег — ходьба).

Занятия ЛФК проводили на открытом воздухе в течение всего года, 2 раза в неделю, групповым методом. Остальное время дети занимались дома, ежедневно, также на открытом воздухе при участии и под контролем родителей. Работа выполнялась совместно с Б. С. Толкачевым (1975 — 1978), а с 1976 по 1985 г. — с А. А. Захаровым. За этот период в группе «Здоровье» занималось более 300 детей, больных бронхиальной астмой.

Специальные упражнения чередовали или сочетали с общеукрепляющими. Например, дозированная ходьба и бег трусцой проводились с усиленным выдохом на 4 шага и вдохом на 2 шага. Продолжительность непрерывного бега в начале курса занятий не превышала 2 мин, так как бег такой длительности, как правило, не вызывает ПНБ у больных бронхиальной астмой. По мере адаптации к физическим нагрузкам продолжительность бега увеличивалась и в конце курса достигла 15 мин.

Общее время бега за занятие в начале курса достигало 7 — 9 мин, в конце — 25 — 30 мин при скорости 1,5 — 2 м/с в начале курса и 2,4 м/с в конце. Во время бега в первые 4 мес занятий пульс поддерживался на уровне 120 — 140 уд/мин, а в последующие месяцы — 150 — 180 уд/мин.

В начале занятий ЛФК использование дозированной ходьбы или бега, зависело от результатов тестирования. После степ-теста определяли ПНБ по скоростным показателям форсированного выдоха. Если снижение этих показателей к исходному уровню было более 30%, то ЛФК начинали с дозированной ходьбы, а затем переходили к бегу в чередовании с ходьбой и в дальнейшем только к бегу.

Если снижение скоростных показателей после степ-теста было менее 30%, то проводили тестирование свободным бегом в течение 6 мин и снова определяли ПНБ и частоту сердечных сокращений во время бега. По этим показателям задавалась нагрузка в беге при занятиях ЛФК. Учитывали и бронхоспазм или приступ после физической нагрузки в анамнезе.

«Аллергические болезни у детей», проф. М.Я.Студеникин

Читайте далее:





Разработанная нами методика ЛФК при бронхиальной астме у детей оказалась эффективнее общепринятой. Она способствует улучшению бронхиальной проходимости в покое, снижению после нагрузочной лабильности, повышению толерантности к физическим нагрузкам и физической работоспособности, улучшению физической подготовленности, уменьшению частоты острых респираторных заболеваний и приступов бронхиальной астмы, их тяжести и продолжительности. Для определения эффективности занятий ЛФК 55 детей, больных…

Лечебная физическая культура стала неотъемлемой частью комплексной терапии, профилактики и реабилитации детей, больных бронхиальной астмой, астматическими и рецидивирующими обструктивными бронхитами. На современном этапе в связи с распространенностью этих болезней у детей значительно возрастает роль физической культуры. Ранняя инвалидизация детей, больных бронхиальной астмой, ограничивает их двигательную активность и в дальнейшем выбор профессии [Орнатская М. М., 1970;…

Неадекватные физические нагрузки могут вызвать посленагрузочный бронхоспазм (ПНБ) вплоть до развития приступа бронхиальной астмы [Jones et al., 1962; Vavra et al., 1969; Anderson, 1971; Godfray, 1974; Kattan et al., 1978; Invar et al, 1981, и др.]. Механизм этого явления до настоящего времени полностью не раскрыт, однако этот специфический феномен возникает и у детей, и у…

Понижение толерантности проявляется большим учащением сердечных сокращений во время нагрузки, увеличением потребления кислорода, частоты дыхания, а также нарушением сердечного ритма, что косвенно свидетельствует об относительно меньшем увеличении минутного и систолического объема крови. У больных бронхиальной астмой в межприступном периоде наряду с перечисленными изменениями, характеризующими снижение толерантности к физическим нагрузкам, отмечается такой специфический феномен, как ПНБ,…

При определении физической работоспособности дети выполняли две нагрузки в виде велоэргометрии (на велоэргометре) или в виде степ-теста (на ступеньке), в зависимости от массы тела, мощностью 0,5 Вт-кг-1 и 1 Вт-кг-1 до устойчивого пульса в течение 5 мин с 5-минутным отдыхом. Величину PWC150 определяли графическим способом. Свободный бег выполнялся в течение 6 мин. Во время вело-…