12 марта 2009

ЛФК на открытом воздухе

ЛФК на открытом воздухе позволяла использовать природные факторы для закаливания организма, подвижные и спортивные игры и особенно дозированную ходьбу и бег для воспитания общей выносливости больных бронхиальной астмой. Благотворное влияние окружающей обстановки на психоэмоциональную сферу больных детей давало им возможность отвлечься от режима лечебного учреждения, почувствовать себя более свободно, снять психологическое напряжение от всяких двигательных и эмоциональных ограничений, адаптироваться к изменению погоды, особенно к холоду.

В последние годы появился ряд работ, подтверждающих гипотезу о более выраженном влиянии холодного воздуха на рецепторы слизистой оболочки верхних и нижних дыхательных путей в развитии ПНБ, связанного также с уменьшением влажности слизистой оболочки [Chen, Horton, 1977; Chen et al., 1979; McFadden, Ingram, 1979; Resnic et al., 1979; McFadden, 1980; Deal et al., 1980; Malo et al., 1980]. Появились работы о влиянии холодного воздуха на степень ПНБ при дыхании через нос и рот [Shturman-Ellstein et al., 1978; Maugla, Menon, 1981], в которых показано, что вдыхание холодного воздуха во время нагрузки через нос вызывает меньший ПНБ, чем дыхание через рот.

Мы начинали курс занятий лечебной физкультурой в конце августа — начале сентября. При похолодании рекомендовали детям вдыхать воздух носом, а в дальнейшем по мере адаптации вдох осуществляется через рот. Это необходимо для того, чтобы постепенно снизить чувствительность детей. к холодному воздуху и поддержать необходимую вентиляцию с увеличением интенсивности и объема физических нагрузок.

Определенное место в методике ЛФК занимает массаж. Все родители, которые занимались с детьми, были обучены основным приемам общего-массажа, особенно крыльев носа и кожи лица. Этот массаж способствует снятию отека слизистой оболочки носовых ходов, лучшему оттоку содержимого, нормализации носового дыхания.

Родители делали детям общий массаж и массаж грудной клетки, используя поглаживание, растирание, разминание, вибрацию, описанные в руководствах А. Ф. Вербова (1966), Н. А. Белой (1974), М. И. Фонарева с соавт. (1977). Кроме массажа, проводили растирание тела сухим мягким махровым полотенцем. Эта процедура обязательна после сна и при невозможности принять душ или ванну. После занятий ЛФК обязательно меняют белье.

«Аллергические болезни у детей», проф. М.Я.Студеникин

Читайте далее:



Общеукрепляющие упражнения обеспечивают общеразвивающее и укрепляющее воздействие и касаются мышц спины, шеи, мышц брюшного пресса и нижних конечностей. В процессе занятий преимущественное внимание уделялось циклическим упражнениям и подвижным играм с элементами бега, ходьбы, прыжками. Для развития общей выносливости использовали бег в медленном темпе, дозированную ходьбу в чередовании с бегом умеренной интенсивности и смешанное передвижение (бег…

Растирание полотенцем проводится следующим образом: ребенок стоит на кровати или на полу и упирается руками в грудь методиста. Методист, скатав в валик треть длины полотенца, сверху растирает им ребенка справа налево и наоборот, продвигаясь вниз и наоборот (15 с). При этом не следует прилагать особых усилий, чтобы не вызвать «ожога» Далее ребенок, поворачивается к методисту…

Разработанная нами методика ЛФК при бронхиальной астме у детей оказалась эффективнее общепринятой. Она способствует улучшению бронхиальной проходимости в покое, снижению после нагрузочной лабильности, повышению толерантности к физическим нагрузкам и физической работоспособности, улучшению физической подготовленности, уменьшению частоты острых респираторных заболеваний и приступов бронхиальной астмы, их тяжести и продолжительности. Для определения эффективности занятий ЛФК 55 детей, больных…

Лечебная физическая культура стала неотъемлемой частью комплексной терапии, профилактики и реабилитации детей, больных бронхиальной астмой, астматическими и рецидивирующими обструктивными бронхитами. На современном этапе в связи с распространенностью этих болезней у детей значительно возрастает роль физической культуры. Ранняя инвалидизация детей, больных бронхиальной астмой, ограничивает их двигательную активность и в дальнейшем выбор профессии [Орнатская М. М., 1970;…

Неадекватные физические нагрузки могут вызвать посленагрузочный бронхоспазм (ПНБ) вплоть до развития приступа бронхиальной астмы [Jones et al., 1962; Vavra et al., 1969; Anderson, 1971; Godfray, 1974; Kattan et al., 1978; Invar et al, 1981, и др.]. Механизм этого явления до настоящего времени полностью не раскрыт, однако этот специфический феномен возникает и у детей, и у…