12 марта 2009

Кардиореспираторная система

Понижение толерантности проявляется большим учащением сердечных сокращений во время нагрузки, увеличением потребления кислорода, частоты дыхания, а также нарушением сердечного ритма, что косвенно свидетельствует об относительно меньшем увеличении минутного и систолического объема крови.

У больных бронхиальной астмой в межприступном периоде наряду с перечисленными изменениями, характеризующими снижение толерантности к физическим нагрузкам, отмечается такой специфический феномен, как ПНБ, который чаще самопроизвольно разрешается в течение 20 — 30 мин.

Для определения нарушения бронхиальной проходимости у детей с бронхиальной астмой обычно применяли спирометрию, спирографию, пневмотахометрию. Однако в детской пульмонологии до сих пор не использовались скоростные показатели (максимальные и мгновенные объемные скорости), которые позволили бы с помощью спирографии дифференцировать нарушения проходимости на уровне крупных, средних или мелких бронхов.

Мы обследовали в динамике 70 детей, больных бронхиальной астмой, в возрасте от 4 до 12 лет и 225 их практически здоровых сверстников. Атоническая бронхиальная астма наблюдалась у 31 ребенка, смешанная — у 12, инфекционно-аллергическая — у 27. Болезнь была легкой у 11 детей, среднетяжелой у 54, тяжелой у 5.

Для изучения состояния кардиореспираторной системы применяли спирографию, электрокардиографию, спировелоэргометрию, степ-эргометрию. Для оценки бронхиальной проходимости у детей, больных бронхиальной астмой, мы использовали спирографическую кривую одиночного форсированного выдоха.

Кроме общепринятых показателей — форсированной жизненной емкости легких (ФЖЕЛ), объема форсированного выдоха за первую секунду ОФВО и индекса Тиффно — Вотчала (ИТ), рассчитывали максимальные объемные скорости: максимальную объемную скорость в интервала 25 — 75% форсированной жизненной емкости легких (МОС25-75), мгновенную максимальную объемную скорость в точках 25% (MOC25) и 75% (МОС75) ФЖЕЛ, которые позволяют определить нарушение проходимости соответственно на уровне крупных, средних и мелких бронхов.

Все перечисленные динамические легочные объемы регистрировали перед дозированными физическими нагрузками (велоэргометрия, степ-тест, свободный бег), а также на 1-й, 3-й, 5-й, 10-й и 15-й минутах по окончании нагрузок на спирографе «Виталограф». ПНБ достаточно определять перед исследованием, на 5-й и 15-й минутах восстановления.

«Аллергические болезни у детей», проф. М.Я.Студеникин

Читайте далее:



ЛФК на открытом воздухе позволяла использовать природные факторы для закаливания организма, подвижные и спортивные игры и особенно дозированную ходьбу и бег для воспитания общей выносливости больных бронхиальной астмой. Благотворное влияние окружающей обстановки на психоэмоциональную сферу больных детей давало им возможность отвлечься от режима лечебного учреждения, почувствовать себя более свободно, снять психологическое напряжение от всяких двигательных…

Растирание полотенцем проводится следующим образом: ребенок стоит на кровати или на полу и упирается руками в грудь методиста. Методист, скатав в валик треть длины полотенца, сверху растирает им ребенка справа налево и наоборот, продвигаясь вниз и наоборот (15 с). При этом не следует прилагать особых усилий, чтобы не вызвать «ожога» Далее ребенок, поворачивается к методисту…

Разработанная нами методика ЛФК при бронхиальной астме у детей оказалась эффективнее общепринятой. Она способствует улучшению бронхиальной проходимости в покое, снижению после нагрузочной лабильности, повышению толерантности к физическим нагрузкам и физической работоспособности, улучшению физической подготовленности, уменьшению частоты острых респираторных заболеваний и приступов бронхиальной астмы, их тяжести и продолжительности. Для определения эффективности занятий ЛФК 55 детей, больных…

Лечебная физическая культура стала неотъемлемой частью комплексной терапии, профилактики и реабилитации детей, больных бронхиальной астмой, астматическими и рецидивирующими обструктивными бронхитами. На современном этапе в связи с распространенностью этих болезней у детей значительно возрастает роль физической культуры. Ранняя инвалидизация детей, больных бронхиальной астмой, ограничивает их двигательную активность и в дальнейшем выбор профессии [Орнатская М. М., 1970;…

Неадекватные физические нагрузки могут вызвать посленагрузочный бронхоспазм (ПНБ) вплоть до развития приступа бронхиальной астмы [Jones et al., 1962; Vavra et al., 1969; Anderson, 1971; Godfray, 1974; Kattan et al., 1978; Invar et al, 1981, и др.]. Механизм этого явления до настоящего времени полностью не раскрыт, однако этот специфический феномен возникает и у детей, и у…