12 марта 2009

Кардиореспираторная система

Понижение толерантности проявляется большим учащением сердечных сокращений во время нагрузки, увеличением потребления кислорода, частоты дыхания, а также нарушением сердечного ритма, что косвенно свидетельствует об относительно меньшем увеличении минутного и систолического объема крови.

У больных бронхиальной астмой в межприступном периоде наряду с перечисленными изменениями, характеризующими снижение толерантности к физическим нагрузкам, отмечается такой специфический феномен, как ПНБ, который чаще самопроизвольно разрешается в течение 20 — 30 мин.

Для определения нарушения бронхиальной проходимости у детей с бронхиальной астмой обычно применяли спирометрию, спирографию, пневмотахометрию. Однако в детской пульмонологии до сих пор не использовались скоростные показатели (максимальные и мгновенные объемные скорости), которые позволили бы с помощью спирографии дифференцировать нарушения проходимости на уровне крупных, средних или мелких бронхов.

Мы обследовали в динамике 70 детей, больных бронхиальной астмой, в возрасте от 4 до 12 лет и 225 их практически здоровых сверстников. Атоническая бронхиальная астма наблюдалась у 31 ребенка, смешанная — у 12, инфекционно-аллергическая — у 27. Болезнь была легкой у 11 детей, среднетяжелой у 54, тяжелой у 5.

Для изучения состояния кардиореспираторной системы применяли спирографию, электрокардиографию, спировелоэргометрию, степ-эргометрию. Для оценки бронхиальной проходимости у детей, больных бронхиальной астмой, мы использовали спирографическую кривую одиночного форсированного выдоха.

Кроме общепринятых показателей — форсированной жизненной емкости легких (ФЖЕЛ), объема форсированного выдоха за первую секунду ОФВО и индекса Тиффно — Вотчала (ИТ), рассчитывали максимальные объемные скорости: максимальную объемную скорость в интервала 25 — 75% форсированной жизненной емкости легких (МОС25-75), мгновенную максимальную объемную скорость в точках 25% (MOC25) и 75% (МОС75) ФЖЕЛ, которые позволяют определить нарушение проходимости соответственно на уровне крупных, средних и мелких бронхов.

Все перечисленные динамические легочные объемы регистрировали перед дозированными физическими нагрузками (велоэргометрия, степ-тест, свободный бег), а также на 1-й, 3-й, 5-й, 10-й и 15-й минутах по окончании нагрузок на спирографе «Виталограф». ПНБ достаточно определять перед исследованием, на 5-й и 15-й минутах восстановления.

«Аллергические болезни у детей», проф. М.Я.Студеникин

Читайте далее:



Растирание полотенцем проводится следующим образом: ребенок стоит на кровати или на полу и упирается руками в грудь методиста. Методист, скатав в валик треть длины полотенца, сверху растирает им ребенка справа налево и наоборот, продвигаясь вниз и наоборот (15 с). При этом не следует прилагать особых усилий, чтобы не вызвать «ожога» Далее ребенок, поворачивается к методисту…

Разработанная нами методика ЛФК при бронхиальной астме у детей оказалась эффективнее общепринятой. Она способствует улучшению бронхиальной проходимости в покое, снижению после нагрузочной лабильности, повышению толерантности к физическим нагрузкам и физической работоспособности, улучшению физической подготовленности, уменьшению частоты острых респираторных заболеваний и приступов бронхиальной астмы, их тяжести и продолжительности. Для определения эффективности занятий ЛФК 55 детей, больных…

Лечебная физическая культура стала неотъемлемой частью комплексной терапии, профилактики и реабилитации детей, больных бронхиальной астмой, астматическими и рецидивирующими обструктивными бронхитами. На современном этапе в связи с распространенностью этих болезней у детей значительно возрастает роль физической культуры. Ранняя инвалидизация детей, больных бронхиальной астмой, ограничивает их двигательную активность и в дальнейшем выбор профессии [Орнатская М. М., 1970;…

Неадекватные физические нагрузки могут вызвать посленагрузочный бронхоспазм (ПНБ) вплоть до развития приступа бронхиальной астмы [Jones et al., 1962; Vavra et al., 1969; Anderson, 1971; Godfray, 1974; Kattan et al., 1978; Invar et al, 1981, и др.]. Механизм этого явления до настоящего времени полностью не раскрыт, однако этот специфический феномен возникает и у детей, и у…

При определении физической работоспособности дети выполняли две нагрузки в виде велоэргометрии (на велоэргометре) или в виде степ-теста (на ступеньке), в зависимости от массы тела, мощностью 0,5 Вт-кг-1 и 1 Вт-кг-1 до устойчивого пульса в течение 5 мин с 5-минутным отдыхом. Величину PWC150 определяли графическим способом. Свободный бег выполнялся в течение 6 мин. Во время вело-…