12 марта 2009

Основные задачи ЛФК

Значительное снижение кислородного пульса и увеличение потребления кислорода у больных детей по сравнению со здоровыми говорят о почти в 1,5 раза меньшей эффективности каждого сердечного сокращения по обеспечению организма кислородом.

Мы считаем, что при близком потреблении кислорода и рабочем кислородном запросе во время физической нагрузки снабжение организма кислородом у больных детей осуществляется с большим напряжением и меньшей эффективностью, чем у здоровых. Это происходит за счет увеличения частоты сердечных сокращений, что связано с недостаточностью компенсаторно-адаптационных механизмов кардиореопираторной системы, по-видимому, вследствие малой тренированности организма больных детей к физическим нагрузкам.

Таким образом, комплекс изменений у детей, больных бронхиальной астмой, в межприступном периоде свидетельствует о выраженной бронхиальной лабильности, снижении физической работоспособности и толерантности этих детей к физическим нагрузкам.

Основными задачами лечебной физкультуры при бронхиальной астме на поликлиническом этапе реабилитации в межприступном периоде являются:

  • изучение типа дыхания больного ребенка;

  • постепенное обучение рациональному полному дыханию по данным объективного исследования;

  • снятие или уменьшение спазма гладкой мускулатуры бронхов о улучшением их дренажной функции и проходимости;

  • увеличение подвижности грудной клетки и диафрагмы, укрепление и развитие дыхательной мускулатуры;

  • адаптация дыхательной и сердечно-сосудистой систем к постепенно возрастающим по мощности и продолжительности физическим нагрузкам с целью снижения бронхиальной лабильности, повышения физической работоспособности и воспитания общей выносливости;

  • закаливание организма, снижение аллергизации и повышение реактивности;

  • нормализация процессов возбуждения и торможения в нервной системе, повышение эмоционального тонуса и оздоровление нервно-психической сферы;

  • улучшение физической подготовленности для занятий физической культурой в школе.

В основе применения лечебной физкультуры у детей с бронхиальной астмой лежит использование важной биологической функции организма — движения. Движение стимулирует процессы роста и биологического развития детского организма.

«Аллергические болезни у детей», проф. М.Я.Студеникин

Читайте далее:





Большинство авторов считают, что больных с бронхиальной астмой необходимо обучать правильному полному дыханию с участием всех отделов дыхательной системы (грудная клетка и ее мускулатура, диафрагма и мышцы брюшного пресса). У больных нарушен стереотип дыхания в связи с частыми приступами удушья, приводящими к ригидности грудной клетки из-за повышения тонуса дыхательной мускулатуры и диафрагмы и преобладанию верхнегрудного…

При бронхиальной астме, по данным Campbell (1968), Howell (1970), одышка при затруднении дыхания возникает не с легочных рецепторов, а вследствие нарушения саморегуляции дыхательных мышц. В соответствии с увеличением импульсации с рецепторов растяжения дыхательных мышц усиливается рефлекс на растяжение и увеличивается напряжение дыхательных мышц. Мышцы перерастягиваются, нарушается отношение между длиной и напряжением инспираторных мышц. Это приводит…

Общеукрепляющие упражнения обеспечивают общеразвивающее и укрепляющее воздействие и касаются мышц спины, шеи, мышц брюшного пресса и нижних конечностей. В процессе занятий преимущественное внимание уделялось циклическим упражнениям и подвижным играм с элементами бега, ходьбы, прыжками. Для развития общей выносливости использовали бег в медленном темпе, дозированную ходьбу в чередовании с бегом умеренной интенсивности и смешанное передвижение (бег…

ЛФК на открытом воздухе позволяла использовать природные факторы для закаливания организма, подвижные и спортивные игры и особенно дозированную ходьбу и бег для воспитания общей выносливости больных бронхиальной астмой. Благотворное влияние окружающей обстановки на психоэмоциональную сферу больных детей давало им возможность отвлечься от режима лечебного учреждения, почувствовать себя более свободно, снять психологическое напряжение от всяких двигательных…

Растирание полотенцем проводится следующим образом: ребенок стоит на кровати или на полу и упирается руками в грудь методиста. Методист, скатав в валик треть длины полотенца, сверху растирает им ребенка справа налево и наоборот, продвигаясь вниз и наоборот (15 с). При этом не следует прилагать особых усилий, чтобы не вызвать «ожога» Далее ребенок, поворачивается к методисту…