12 марта 2009

Основные задачи ЛФК

Значительное снижение кислородного пульса и увеличение потребления кислорода у больных детей по сравнению со здоровыми говорят о почти в 1,5 раза меньшей эффективности каждого сердечного сокращения по обеспечению организма кислородом.

Мы считаем, что при близком потреблении кислорода и рабочем кислородном запросе во время физической нагрузки снабжение организма кислородом у больных детей осуществляется с большим напряжением и меньшей эффективностью, чем у здоровых. Это происходит за счет увеличения частоты сердечных сокращений, что связано с недостаточностью компенсаторно-адаптационных механизмов кардиореопираторной системы, по-видимому, вследствие малой тренированности организма больных детей к физическим нагрузкам.

Таким образом, комплекс изменений у детей, больных бронхиальной астмой, в межприступном периоде свидетельствует о выраженной бронхиальной лабильности, снижении физической работоспособности и толерантности этих детей к физическим нагрузкам.

Основными задачами лечебной физкультуры при бронхиальной астме на поликлиническом этапе реабилитации в межприступном периоде являются:

  • изучение типа дыхания больного ребенка;

  • постепенное обучение рациональному полному дыханию по данным объективного исследования;

  • снятие или уменьшение спазма гладкой мускулатуры бронхов о улучшением их дренажной функции и проходимости;

  • увеличение подвижности грудной клетки и диафрагмы, укрепление и развитие дыхательной мускулатуры;

  • адаптация дыхательной и сердечно-сосудистой систем к постепенно возрастающим по мощности и продолжительности физическим нагрузкам с целью снижения бронхиальной лабильности, повышения физической работоспособности и воспитания общей выносливости;

  • закаливание организма, снижение аллергизации и повышение реактивности;

  • нормализация процессов возбуждения и торможения в нервной системе, повышение эмоционального тонуса и оздоровление нервно-психической сферы;

  • улучшение физической подготовленности для занятий физической культурой в школе.

В основе применения лечебной физкультуры у детей с бронхиальной астмой лежит использование важной биологической функции организма — движения. Движение стимулирует процессы роста и биологического развития детского организма.

«Аллергические болезни у детей», проф. М.Я.Студеникин

Читайте далее:



Разработанная нами методика ЛФК при бронхиальной астме у детей оказалась эффективнее общепринятой. Она способствует улучшению бронхиальной проходимости в покое, снижению после нагрузочной лабильности, повышению толерантности к физическим нагрузкам и физической работоспособности, улучшению физической подготовленности, уменьшению частоты острых респираторных заболеваний и приступов бронхиальной астмы, их тяжести и продолжительности. Для определения эффективности занятий ЛФК 55 детей, больных…

Лечебная физическая культура стала неотъемлемой частью комплексной терапии, профилактики и реабилитации детей, больных бронхиальной астмой, астматическими и рецидивирующими обструктивными бронхитами. На современном этапе в связи с распространенностью этих болезней у детей значительно возрастает роль физической культуры. Ранняя инвалидизация детей, больных бронхиальной астмой, ограничивает их двигательную активность и в дальнейшем выбор профессии [Орнатская М. М., 1970;…

Неадекватные физические нагрузки могут вызвать посленагрузочный бронхоспазм (ПНБ) вплоть до развития приступа бронхиальной астмы [Jones et al., 1962; Vavra et al., 1969; Anderson, 1971; Godfray, 1974; Kattan et al., 1978; Invar et al, 1981, и др.]. Механизм этого явления до настоящего времени полностью не раскрыт, однако этот специфический феномен возникает и у детей, и у…

Понижение толерантности проявляется большим учащением сердечных сокращений во время нагрузки, увеличением потребления кислорода, частоты дыхания, а также нарушением сердечного ритма, что косвенно свидетельствует об относительно меньшем увеличении минутного и систолического объема крови. У больных бронхиальной астмой в межприступном периоде наряду с перечисленными изменениями, характеризующими снижение толерантности к физическим нагрузкам, отмечается такой специфический феномен, как ПНБ,…

При определении физической работоспособности дети выполняли две нагрузки в виде велоэргометрии (на велоэргометре) или в виде степ-теста (на ступеньке), в зависимости от массы тела, мощностью 0,5 Вт-кг-1 и 1 Вт-кг-1 до устойчивого пульса в течение 5 мин с 5-минутным отдыхом. Величину PWC150 определяли графическим способом. Свободный бег выполнялся в течение 6 мин. Во время вело-…