12 марта 2009

Дыхательная гимнастика

Большинство авторов считают, что больных с бронхиальной астмой необходимо обучать правильному полному дыханию с участием всех отделов дыхательной системы (грудная клетка и ее мускулатура, диафрагма и мышцы брюшного пресса).

У больных нарушен стереотип дыхания в связи с частыми приступами удушья, приводящими к ригидности грудной клетки из-за повышения тонуса дыхательной мускулатуры и диафрагмы и преобладанию верхнегрудного дыхания над диафрагмальным, хотя движения диафрагмы на 40 — 50% обеспечивают акт дыхания даже у нетренированных людей. В связи с этим обращают внимание на обучение полному дыханию с акцентом на диафрагмальное как вне приступа, так и во время него.

Многие авторы рекомендуют выполнять статические и динамические дыхательные упражнения без усилия на выдохе, при удлиненном выдохе, с произнесением звуков [Зеленин Е. В., 1929; Мошков В. Н., 1929, 1977; Лобанова О. Г., 1931; Хрущев С. В., 1958; Иванов С. М., 1965, 1975, и др.].

Большинство авторов используют дыхательные упражнения с усилением выдоха [Рихсиева А. А., 1958; Лепорский А. А., 1961; Хрусталев А. А., 1961; Нечаева А. Н., 1962; Капелиович Р. Л., 1962; Силуянова В. А., 1967; Шигалевский В. В., 1968; Gerchard, 1883; Rider, 1910; Kizehberg, 1913, 1926, и др.]. Для усиления выдоха, особенно при пневмосклерозе, эмфиземе и бронхиальной астме, во второй его половине применяется сдавление грудной клетки с боков руками или с помощью пояса [Huges, 1905; Sinclair, 1958].

Мы обучали детей, больных бронхиальной астмой, полному дыханию с последующим акцентом на диафрагмальное дыхание и усиление выдоха, а в некоторых упражнениях для усиления выдоха сдавливали грудную клетку с боков и спереди в нижних отделах, что при хорошем сокращении мышц передней брюшной стенки и продолжительном выдохе способствует более полноценному опорожнению легких от остаточного воздуха, особенно при бронхоспазме, когда вдох и выдох затруднены.

«Аллергические болезни у детей», проф. М.Я.Студеникин

Читайте далее:



Разработанная нами методика ЛФК при бронхиальной астме у детей оказалась эффективнее общепринятой. Она способствует улучшению бронхиальной проходимости в покое, снижению после нагрузочной лабильности, повышению толерантности к физическим нагрузкам и физической работоспособности, улучшению физической подготовленности, уменьшению частоты острых респираторных заболеваний и приступов бронхиальной астмы, их тяжести и продолжительности. Для определения эффективности занятий ЛФК 55 детей, больных…

Лечебная физическая культура стала неотъемлемой частью комплексной терапии, профилактики и реабилитации детей, больных бронхиальной астмой, астматическими и рецидивирующими обструктивными бронхитами. На современном этапе в связи с распространенностью этих болезней у детей значительно возрастает роль физической культуры. Ранняя инвалидизация детей, больных бронхиальной астмой, ограничивает их двигательную активность и в дальнейшем выбор профессии [Орнатская М. М., 1970;…

Неадекватные физические нагрузки могут вызвать посленагрузочный бронхоспазм (ПНБ) вплоть до развития приступа бронхиальной астмы [Jones et al., 1962; Vavra et al., 1969; Anderson, 1971; Godfray, 1974; Kattan et al., 1978; Invar et al, 1981, и др.]. Механизм этого явления до настоящего времени полностью не раскрыт, однако этот специфический феномен возникает и у детей, и у…

Понижение толерантности проявляется большим учащением сердечных сокращений во время нагрузки, увеличением потребления кислорода, частоты дыхания, а также нарушением сердечного ритма, что косвенно свидетельствует об относительно меньшем увеличении минутного и систолического объема крови. У больных бронхиальной астмой в межприступном периоде наряду с перечисленными изменениями, характеризующими снижение толерантности к физическим нагрузкам, отмечается такой специфический феномен, как ПНБ,…

При определении физической работоспособности дети выполняли две нагрузки в виде велоэргометрии (на велоэргометре) или в виде степ-теста (на ступеньке), в зависимости от массы тела, мощностью 0,5 Вт-кг-1 и 1 Вт-кг-1 до устойчивого пульса в течение 5 мин с 5-минутным отдыхом. Величину PWC150 определяли графическим способом. Свободный бег выполнялся в течение 6 мин. Во время вело-…