12 марта 2009

Дыхательная гимнастика

Большинство авторов считают, что больных с бронхиальной астмой необходимо обучать правильному полному дыханию с участием всех отделов дыхательной системы (грудная клетка и ее мускулатура, диафрагма и мышцы брюшного пресса).

У больных нарушен стереотип дыхания в связи с частыми приступами удушья, приводящими к ригидности грудной клетки из-за повышения тонуса дыхательной мускулатуры и диафрагмы и преобладанию верхнегрудного дыхания над диафрагмальным, хотя движения диафрагмы на 40 — 50% обеспечивают акт дыхания даже у нетренированных людей. В связи с этим обращают внимание на обучение полному дыханию с акцентом на диафрагмальное как вне приступа, так и во время него.

Многие авторы рекомендуют выполнять статические и динамические дыхательные упражнения без усилия на выдохе, при удлиненном выдохе, с произнесением звуков [Зеленин Е. В., 1929; Мошков В. Н., 1929, 1977; Лобанова О. Г., 1931; Хрущев С. В., 1958; Иванов С. М., 1965, 1975, и др.].

Большинство авторов используют дыхательные упражнения с усилением выдоха [Рихсиева А. А., 1958; Лепорский А. А., 1961; Хрусталев А. А., 1961; Нечаева А. Н., 1962; Капелиович Р. Л., 1962; Силуянова В. А., 1967; Шигалевский В. В., 1968; Gerchard, 1883; Rider, 1910; Kizehberg, 1913, 1926, и др.]. Для усиления выдоха, особенно при пневмосклерозе, эмфиземе и бронхиальной астме, во второй его половине применяется сдавление грудной клетки с боков руками или с помощью пояса [Huges, 1905; Sinclair, 1958].

Мы обучали детей, больных бронхиальной астмой, полному дыханию с последующим акцентом на диафрагмальное дыхание и усиление выдоха, а в некоторых упражнениях для усиления выдоха сдавливали грудную клетку с боков и спереди в нижних отделах, что при хорошем сокращении мышц передней брюшной стенки и продолжительном выдохе способствует более полноценному опорожнению легких от остаточного воздуха, особенно при бронхоспазме, когда вдох и выдох затруднены.

«Аллергические болезни у детей», проф. М.Я.Студеникин

Читайте далее:



В основе лечебного действия физических упражнений лежит строго дозированная тренировка, под которой понимается целенаправленный процесс восстановления нарушенных функций организма. При использовании физических упражнений в процессе тренировки необходимо соблюдать систематичность и регулярность применения упражнений и постепенность увеличения физической нагрузки и усложнения выполняемых упражнений. Для выраженного лечебного эффекта следует применять физические упражнения длительно, при индивидуальном подходе к…

При бронхиальной астме, по данным Campbell (1968), Howell (1970), одышка при затруднении дыхания возникает не с легочных рецепторов, а вследствие нарушения саморегуляции дыхательных мышц. В соответствии с увеличением импульсации с рецепторов растяжения дыхательных мышц усиливается рефлекс на растяжение и увеличивается напряжение дыхательных мышц. Мышцы перерастягиваются, нарушается отношение между длиной и напряжением инспираторных мышц. Это приводит…

Общеукрепляющие упражнения обеспечивают общеразвивающее и укрепляющее воздействие и касаются мышц спины, шеи, мышц брюшного пресса и нижних конечностей. В процессе занятий преимущественное внимание уделялось циклическим упражнениям и подвижным играм с элементами бега, ходьбы, прыжками. Для развития общей выносливости использовали бег в медленном темпе, дозированную ходьбу в чередовании с бегом умеренной интенсивности и смешанное передвижение (бег…

ЛФК на открытом воздухе позволяла использовать природные факторы для закаливания организма, подвижные и спортивные игры и особенно дозированную ходьбу и бег для воспитания общей выносливости больных бронхиальной астмой. Благотворное влияние окружающей обстановки на психоэмоциональную сферу больных детей давало им возможность отвлечься от режима лечебного учреждения, почувствовать себя более свободно, снять психологическое напряжение от всяких двигательных…

Растирание полотенцем проводится следующим образом: ребенок стоит на кровати или на полу и упирается руками в грудь методиста. Методист, скатав в валик треть длины полотенца, сверху растирает им ребенка справа налево и наоборот, продвигаясь вниз и наоборот (15 с). При этом не следует прилагать особых усилий, чтобы не вызвать «ожога» Далее ребенок, поворачивается к методисту…