23 мая 2011

Степень разборчивости «тестовых» слов

Степень разборчивости «тестовых» слов оценивали у здоровых исследуемых в специальном эксперименте, по результатам которого все фразы были разделены на три группы:

  1. малая степень разборчивости (от 0 до 10%) правильных опознаний;

  2. средняя степень разборчивости (от 10 до 50% правильных опознаний);

  3. высокая степень разборчивости (от 50 до 100% правильных опознаний).

В ходе основного эксперимента фразы предъявляли с 25секундными интервалами. Инструкция требовала опознать зашумленное слово и тут же записать его. В случае неуверенности в правильности опознания исследуемый должен был записать предполагаемое слово с вопросительным знаком, при невозможности опознания — сделать прочерк.

Исследование проводили в звукоизолированной камере. Стандартность условий эксперимента (громкость воспроизведения фраз, положение испытуемого по отношению к источнику звука и т. д.) строго соблюдалась.

В исследовании участвовали лица, у которых не отмечалось нарушений слуха. Было исследовано 50 здоровых и 50 больных шизофренией. Результаты, полученные в этой серии экспериментов, кратко можно сформулировать следующим образом.

В первой группе фраз (малая степень разборчивости) значимых отличий в результатах сравниваемых групп не было. Здоровые правильно идентифицировали 6%, а больные шизофренией — 4,5% всех маскированных слов. В третьей группе фраз (высокая степень разборчивости) отличия в результатах опознания больных по сравнению со здоровыми были незначительны. Больные дали на 5,7% меньше правильных ответов.


«Шизофрения, клиника и патогенез»,
под ред. А.В. Снежневского



Экспериментальные данные свидетельствуют о нарушении влияния прошлого опыта на актуальную деятельность больных шизофренией. Однако полученные результаты показывают, что дело не в «разобщении», не в отрыве вообще опыта прошлого от настоящего, а в изменении определенной роли прошлого опыта, в ослаблении влияния прошлого опыта на избирательность актуализируемых знаний, используемых в процессе той или иной деятельности. Необычность шизофренического…

Клинический тезис о «формальной сохранности» может быть раскрыт и с другой стороны. Результаты исследования благодаря выявленной зависимости между нарушением познавательных процессов и особенностью их структуры (связью с изменением определенного звена) позволяют считать, что у больных шизофренией наиболее сохранены те виды умственной деятельности, которые имеют четкую, однозначно детерминированную схему операций, жесткую, полностью «формализуемую» программу реализации. Примерами…

Исследование показывает, что способность больных шизофренией к отвлечению от многообразных признаков предметов и явлений не отличается от таковой у здоровых лиц. При рассмотрении второго вопроса результаты проведенного нами исследования выявляют существенные отличия больных от здоровых. У больных шизофренией существенно повышается вероятность актуализации и использования ими в процессе, например, обобщения малозначимых, «слабых» свойств предметов, характеризующихся малой…

Данные исследований мышления в общей психологии (Н. А. Менчинская и др.) свидетельствуют о том, что на определенном этапе формирования понятийного мышления детям легче оперировать абстрактными понятиями, чем конкретными. Это связано с меньшей содержательностью абстрактных понятий, что облегчает процесс нахождения, выбора и отвлечения нужных свойств и отношений по сравнению с оперированием «конкретными» понятиями. Возможно, что нарушение…

Известно, что степень неопределенности той или иной ситуации для субъекта зависит от «кода», «алфавита» элементов, системы знаний, с которыми соотносятся те или иные явления, воспринимаемые субъектом. При расширении системы элементов, с которой сличаются поступающие раздражители, при ухудшении организации этой системы (уравнивание вероятностей ее элементов) неопределенность отражаемой ситуации возрастает. Это позволяет думать, что для больных шизофренией…