21 мая 2009

Степень выраженности патоморфологических изменений

Степень выраженности патоморфологических изменений в других наблюдениях зависела главным образом от быстроты наступления смерти от шока и его необратимости и в меньшей степени от характера заболевания, по поводу которого назначалось лекарство, вызвавшее шок. При быстро наступившей смерти характерные морфологические изменения были выражены слабее и в некоторых случаях патологоанатомический диагноз поставлен с учетом клинических данных — быстрой смерти после приема лекарства. В качестве примера приводим следующее наблюдение.

Больной К., 43 лет, старадал полиартритом. Для профилактики обострения ревматизма ему внутримышечно введен бициллин-3. Через 5 мин после инъекции возникли первые признаки анафилактического шока, а уже через 10 мин наступила клиническая смерть. Лечение и реанимация не проводились. При макроскопическом исследовании внутренних органов отмечены полнокровие их, жидкое состояние крови (признаки быстро наступившей смерти). Другой патологии не обнаружено.

В этом случае, как и в 5 других аналогичных наблюдениях, макроскопически и микроскопически не выявлено тяжелых патологических изменений, способных вызвать быструю смерть.

Возможно, при оказании больным своевременной интенсивной терапии и полноценной реанимации летальный исход был бы предотвращен. Это подтверждается 18 случаями из общего числа (520) наблюдений, когда после быстрого наступления у больных клинической смерти от ЛАШ квалифицированно проведенными искусственным дыханием и непрямым массажем сердца удавалось вернуть больных к жизни, а затем клиническая симптоматика регрессировала.

Это, видимо, указывает на то, что клиническая смерть от анафилактического шока у некоторых больных наступала не от тяжелых патологических изменений, а от внезапной остановки дыхания .и сердечной деятельности, которые могли бы быть обратимыми.

«Лекарственный анафилактический шок», А.С.Лопатин

Читайте далее:



Описание отдельных случаев летальных исходов при ЛАШ в литературе встречается довольно часто [Гайко П. Г. и др., 1962; Блох А. Г., 1966; Львова Т. Н., 1966; Северова Е. Я., 1968; Волков В. Т., 1973; Грачева Н. М., 1978, и др.]. А. С. Яловенко (1964), анализируя анафилактические шоки, возникшие при лечении антибиотиками у 2050 больных, летальные…

Изучение данных патологоанатомического исследования позволило в ряде случаев уточнить диагноз у умерших от ЛАШ. Мы располагали данными 28 патологоанатомических исследований. В большинстве случаев при патологоанатомических исследованиях основной диагноз был подтвержден. Однако у 3 больных диагноз, по поводу которого было назначено лекарство, вызвавшее ЛАШ, не подтвердился. Приведем пример. Наблюдение 29 Больная А., 53 лет. В связи…

Летальные исходы чаще возникали у лиц, получавших пенициллин (10) и пенициллин со стрептомицином (8). Однако, сопоставляя число летальных исходов с общим числом случаев ЛАШ, зарегистрированных на отдельные препараты, видно, что наибольшая частота летальности приходится на тетраолеан — 42,8%(0,1934-0,710) и уменьшается в следующем порядке: пенициллин + новокаин — 33,3% (0,1114-0,600); пенициллин + стрептомицин — 29% (0,1944-0,487);…

При анализе летальных исходов отмечены высокая злокачественность и быстрое возникновение тяжелых клинических симптомов шока. У 40 больных симптомы клинической смерти возникли в течение 10 — 60 мин с момента первых признаков шока, а у 2 больных, по данным истории болезни, клиническая смерть наступила через 5 мин. В анализируемой группе умерших у 4 интенсивная противошоковая терапия…

Особое удивление вызывает тот факт, что врачи оставляли без должного внимания данные аллергологического и фармакотерапевтического анамнеза. Так, у 21 больного в медицинских документах имелись записи о непереносимости ранее пищевых продуктов (мед, клубника, цитрусовые), различных лекарств, в том числе у 15 больных лекарств, вызвавших анафилактический шок с летальным исходом. У всех этих больных можно было предвидеть…